Ситуационная напряженность управления

Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или сотрудник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Однако стрессовые состояния необходимы руководителю. Они не только стимулируют работу фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. Существуют методы борьбы с этой стихией.

Автор:

Юрий Дмитриевич Красовский, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

 

Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или сотрудник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула стресса такова: «деятельность — перенапряжение — отрицательные эмоции». Психологически это проявляется в перенапряжения системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает «под высоким напряжением». Стресс на работе возникает в результате повышенных требований к личности (лимит времени, расширение фронта работ, внедрение новшеств и др.), но проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго она может выдержать их.

У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: «стресс вола» — для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика» — кто избегает его; «стресс льва» — кого такие ситуации мобилизуют.

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности и профессионального общения. Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь их распознавать заранее.

Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен, как боксер, держать удары «стрессоров», а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него. Но существуют методы борьбы с этой стихией, которые спонтанно вырабатываются у руководителей, уже имеющих немалый опыт работы.

Многочисленные авторские опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами:

  • бросить курить, чаще общаться с природой;
  • время от времени уезжать на рыбалку;
  • регулярно делать утреннюю гимнастику;
  • разгружать себя эмоционально;
  • находить новые увлечения;
  • рационализировать рабочий день;
  • планировать работу по своим возможностям;
  • систематически изыскивать время для отдыха с семьей;
  • относиться ко всему философски;
  • переключаться на другие виды деятельности;
  • общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;
  • переменить привычную обстановку;
  • сменить мебель, переставить ее;
  • на работу и с работы ходить пешком;
  • до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;
  • комбинировать работу в кабинете и на местах;
  • в течение дня несколько раз послушать музыку;
  • чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;
  • не затягивать рабочий день для себя и других;
  • активно отдыхать в свободные дни;
  • организовать систему самоконтроля;
  • научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;
  • находить интересных помощников;
  • разгружать себя, делегируя полномочия.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Факторинговые операции в коммерческом банке

Все это можно назвать

профилактической модификацией поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но «стрессоры» могут возникнуть неожиданно, и тогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из такого состояния, другие медленнее.

Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудно исправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие психологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после «разноса»:

  • «Иду и делаюсь с теми, кому я доверяю».
  • «Ищу пути исправления ошибок».
  • «Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!».
  • «Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения».
  • «Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть».
  • «Успокаиваюсь только с коллегами».
  • «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю».
  • «Прихожу и делаю 10—20 приседаний».
  • «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее».
  • «У меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине».
  • «А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть».
  • «Думаю: как бы я поступил на его месте?».
  • «Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка».
  • «Иду в баню с друзьями».

Выявились и

женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок:

  • «У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну».
  • «А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться».
  • «Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация».
  • «Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне».
  • «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы».
  • «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или берусь за пылесос».
  • «Мне помогает общение с детьми».
  • «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует».
  • «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы».
  • «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Модель 4С в управлении человеческими ресурсами

От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать

фрустративные состояния личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: «потребности — блокировка — отрицательные эмоции».В состоянии фрустрации личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс «без вины виноватый»). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.

Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизиологической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.) В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, в какой мере проявляются способности преодолевать фрустративные состояния. Это могут быть способы психологической самозащиты: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Данный тезис может включать следующие

варианты защитной мотивации:

  • «Нет худа без добра, что ни случится, все к лучшему»

    (позитивная трактовка худшего);

  • «Все проходит, надо переждать»

    (ориентация на лучшие времена);

  • «Ничего не поделаешь, у других тоже бывают срывы»

    (идентификация с другими);

  • «Переживать нечего, у других еще хуже»

    (самоподкрепление в сравнении с опытом других);

  • «Я не один(а), все вместе преодолеем трудности»

    (позитивное самоподкрепление идентификацией с командой);

  • «Могло бы быть и значительно хуже»

    (самоутешение в сравнении двух зол);

  • «Ничего, худшее уже позади»

    (самоуспокоение в сравнении с тем, что было);

  • «В следующий раз надо страховаться»

    (позитивный настрой на будущее);

  • «Со мной такого больше не произойдет»

    (переакцентировка своего поведения);

  • «Я это и предполагал(а), хотя надеялся на лучшее»

    (утешение сбывшимся самопророчеством).

Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно

оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный самоанализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного поведения, чем было ранее. Но этот «веер» самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого есть свои приоритеты их непроизвольного выбора.

В преодолении фрустрации сталкиваются два психологических подхода к самоорганизации делового поведения. Одни менеджеры психологически подготовлены к достижению успеха, а другие психологически не подготовлены к возможным неудачам.

Таблица 1. Варианты самоорганизации делового поведения

№ п/п

Менеджер, достигающий успеха

Менеджер, терпящий неудачи

1

Тип личности — победитель, т.е. человек, который знает, что он будет делать, если проиграет, но не говорит об этом (

установка: надо уметь извлекать уроки из своих ошибок)

Тип личности — неудачник, т.е. человек, который не знает, что будет делать, если проиграет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет (

установка: лучше бы знать заранее и не рисковать)

2 После поражения думает прежде всего о том, как добиться успеха После поражения думает прежде всего о том, как избежать неудачи
3 Не жалеет о прошлом опыте Сожалеет о прошлом опыте
4 У него есть опыт поражения, но есть и варианты выхода из негативной ситуации: эффект стимулирующего негативного образа У него есть образ поражения, но способов выхода из негативной ситуации почти нет: эффект давящего негативного образа
5 Осмысливает ситуацию с точки зрения поиска результатов Осмысливает ситуацию с точки зрения нехватки ресурсов
6 Считает, что успех — это результат огромной работы Считает, что успех — результат случая
7 Вынашивает свой собственный замысел, чтобы претворить его в управленческой практике Хватается за чужие мнения, чтобы использовать их в управленческой практике
8 Быстро принимает стратегические решения, но корректирует их, управляя текущими ситуациями Долго принимает стратегические решения, но быстро и часто их модифицирует в зависимости от текущих ситуаций
9 Ставит следующую задачу: как превратить неудачу в победу? Ставит следующую задачу: как удержаться на плаву в случае неудач?
10 Верит, что очень многое в жизни зависит от его собственных усилий Верит, что от его собственных усилий мало что зависит

Из таблицы следует, что доверять «развертывание» управленческих циклов можно первому менеджеру, чья психологическая концепция ориентирована на достижение успеха, а не второму, чья психологическая концепция нарушает управленческие циклы, направляя их на сиюминутные успехи в решении текущих проблем.

Какие навыки саморегуляции вы хотели бы приобрести? При обучении по индивидуальной программе опытный куратор поможет вам составить свой системный план обучения из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога.

 

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы