Автор: Борис Aбpaмoвич Paйзбepг, доктор технических и экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ.
Предположим, что то ли под воздействием собственных убеждений и интересов, агитации родителей, родных и знакомых и убедившись в преимуществах научного счастья, вы одержимы желанием повысить свой социальный статус с помощью научных степеней и званий. Однако вас сдерживает неуверенность в своих способностях и возможностях. Или в силу незнания методики и технологии прохождения аспирантуры и докторантуры, подготовки и защиты диссертации, вы сомневаетесь в том, что вам доступны научные вершины, и страшитесь неизведанных путей.
Отбросьте прочь подобные вредные сомнения. Не боги горшки обжигают и не гении диссертации пишут. Это делают рядовые обычные люди средних, а иногда и ниже средних способностей. Способности распределены более или менее равномерно, почти все рождаются одинаково талантливыми. Все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способность.
Недаром говорят: «Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения — вот вам и гений». Один процент таланта есть практически у всех. Что же до талантов и гениев, которые иногда, правда крайне редко, все-таки встречаются, то они настолько выделяются из общей массы претендентов на ученую степень, что им незачем доказывать свою исключительность диссертациями. Диссертации талантливые люди все же защищают, но чаще всего уже став признанными учеными или будучи близкими к тому.
Как же быть с укоренившимися представлениями, суть которых выражена в популистских лозунгах: «Путь в науку — только одаренным», «Мы ищем таланты»? Наличие подобных утверждений — неизбежные издержки научного приукрашательства, свойственного не только ученым, но и многим просто несведущим людям. Не исключено, что и сами ученые, уже прорвавшиеся в науку, усиленно насаждают подобные «страшилки», чтобы возвеличить себя, подчеркнуть свое собственное достоинство.
Надо также иметь в виду: бравурные восклицания по поводу того, что наука — обитель только для исключительных, избранных людей, заимствованы в основном из арсенала журналистов, телерепортеров и всяких публицистов, крайне далеких от науки, имеющих смутное представление о подлинном облике, пружинах и действии механизма научного продвижения. Кому вообще нужна исключительность в стране и в системе, главный принцип которых — уравнительность?
Заметим к тому же, что талант часто проявляет себя неожиданно: отдельные гениальные ученые плохо преуспевали в школе и в институте. Почему же не исходить из предположения, что и вы относитесь к этой когорте?
Перейдем к официозу, четко определяющему, кому и за что присуждается ученая степень. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий гласит: «Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование. Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии».
Как следует из Положения, единственное, что требуется от претендента на ученую степень, — это иметь высшее образование, затем — написать и успешно защитить диссертацию.
Реально за этими скромными на первый взгляд условиями стоит очень многое. В первую очередь — необходимость обладать профессиональными знаниями для сдачи кандидатских экзаменов и сотворения диссертационной работы. Во вторую очередь — умение защитить диссертацию.
По поводу качества образования в Положении ничего не сказано. Красный ли диплом или обычный, пятерки в нем или тройки, дневное, вечернее, заочное образование вы получили или закончили учебное заведение экстерном — не суть важно, было бы высшее образование. Сложнее обстоит дело с профессиональным образованием. Согласно Положению соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.
К тому же, если соискателю уж очень захотелось защитить диссертацию по совершенно другой профессии по сравнению с полученной при окончании одного высшего учебного заведения, можно закончить еще одно высшее учебное заведение. Ныне повсеместно люди получают второе высшее образование. Остается открытым вопрос, можно ли в данной ситуации приобрести нужную профессию, пройдя обучение, скажем, на послевузовских курсах повышения квалификации, в институтах повышения квалификации, выдающих дипломы определенного образца. Видимо, можно.
Есть, правда, еще один пункт Положения, согласно которому диссертация должна содержать совокупность новых научных результатов и положений, обладать внутренним единством и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Однако и этот пункт никоим образом не следует воспринимать как исходный барьер на пути в науку, преграждающий дорогу лицам, не обладающим изначально глубокими знаниями. Ведь такие знания можно приобрести в процессе подготовки диссертации, к моменту ее защиты, а именно этот момент имеет в виду цитируемый пункт Положения. Вдобавок, профессионализм соискателя ученой степени кандидата наук подтверждается обязательной сдачей им кандидатского экзамена по специальности, в области которой выполнена диссертационная работа.
Так что самое главное условие успешного продвижения к ученой степени — умение написать и защитить диссертацию.
Преимущества аспирантуры и докторантуры
Наиболее простой, уверенный, проверенный способ получения первичной ученой степени — поступление в аспирантуру. Есть альтернативный вариант — обратиться в высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт, имеющий диссертационный совет, обладающий правом принимать к защите диссертации по избранной вами специальности, с просьбой о прикреплении в качестве соискателя. Это даже проще, ибо не надо сдавать вступительные экзамены в аспирантуру. Но, как свидетельствует многолетний опыт, аспирантура, если она доступна, намного лучше, примерно, как отдых, организованный на юге или за рубежом по туристической путевке, по сравнению с тем же отдыхом, но дикарем, без путевки.
Правила поступления и обучения в аспирантуре и докторантуре изложены в «Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».
Аспирантура бывает очной (с отрывом от основной работы) и заочной (без отрыва).
Основное преимущество очной аспирантуры заключается в наличии колоссального количества свободного времени, которое аспирант может использовать по собственному усмотрению. Серьезные ограничения связаны с низким уровнем доходности аспирантов, стипендия которых в связи с проведением рыночных реформ и высоким уровнем инфляции не может обеспечить достойное существование в течение трех лет, отведенных на пребывание в аспирантуре.
Правда, никто не мешает аспирантам подрабатывать, что многие из них успешно делают, промышляя на ниве преподавания, а то и в более доходных сферах деятельности. Но, опять-таки, палочка о двух концах: работая по совместительству или получая приработок иным способом, теряешь преимущество наличия свободного времени. Повсеместное введение платы за обучение в очной аспирантуре еще более ущемило ее достоинства.
Эффективный прием избежать платы за обучение в очной аспирантуре научно-образовательного учреждения состоит в том, что аспирант устраивается на работу по совместительству в том же учреждении в качестве лаборанта или младшего научного сотрудника. Таким образом аспирант может уйти от затрат, связанных с обучением, так как со своих работников плата обычно не взимается.
Заочная аспирантура лишена основных преимуществ очной в том смысле, что она не приносит ни аспирантского мизерного дохода, ни свободного времени. Теоретически, по закону заочный аспирант имеет право на дополнительный учебный отпуск, которое в условиях рыночных отношений не всегда удается бесконфликтно реализовать.
Основной наниматель, работодатель заочного аспиранта редко бывает заинтересован в том, чтобы его работник получал дополнительный оплачиваемый или даже неоплачиваемый отпуск, а ссориться с хозяином при высоком уровне безработицы в стране не стоит. Правда, ставшая почти неизбежной плата за обучение в заочной аспирантуре значительно ниже, чем в очной.
Соискатель ученой степени, прикрепленный к научной организации, всего-навсего закрепляет свой статус и еще вдобавок к тому организация может назначить ему научного руководителя и утвердить тему диссертации. Увы, расширение рынка платных научных услуг в России привело к тому, что вначале негосударственные учебные заведения, а вслед за ними и государственные научные и учебные учреждения стали вводить плату за прикрепление соискателем и пребывание в этом качестве.
Для повышения уверенности самых первых шагов в большую науку желательно иметь руководителя (консультанта) в начале пути и действовать согласно его советам и указаниям. Но здесь возникает ситуация логического тупика. Чтобы определиться с руководителем, надо избрать профиль будущей научной деятельности, ибо руководитель — специалист в определенной отрасли знаний. А чтобы выбрать область научных поисков, желательно посоветоваться с руководителем, которого пока нет.
Можно, конечно, избрать направление исследований «под руководителя», если он сам предложил вам стать его аспирантом или если потенциально возможный руководитель обладает явно выраженными предпочтениями перед другими. И все же лучше вначале самому выбрать область научной деятельности, тем более что она все-таки связана с наличием профессионального образования и со сложившимися научными интересами, накопленным опытом научно-практической деятельности.
В принципе следует поступать в аспирантуру и защищать диссертацию по специальности, полученной ранее в высшем учебном заведении. Но вовсе не обязательно. И хотя путь в науку нелегок везде, но все-таки в разной мере. Большинство избирает более легкую дорогу. Можно их упрекнуть словами именитого трубадура социализма: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» Но это великие, а мы имеем в виду средних и малых, которым надо не к высотам рваться, а выбрать для штурма научную вершину попроще, подоступней. С этой целью попытаемся немного разобраться в многообразии наук, которому соответствует в определенной степени адекватное многообразие ученых степеней.
Пути к вершинам знаний существенно отличаются по трудности и по характеру способа восхождения в зависимости от вида избранной науки, по которой присуждается ученая степень.
О выборе «диссертационной» отрасли науки и специальности
Выскажем вначале несколько общих замечаний по поводу особенностей и предпочтений разных отраслей науки, не исключая при этом их спорность, дискуссионность.
Все в мире науки делятся на естественные и общественные. Есть науки, находящиеся на стыке тех и других, к таковым следует отнести гуманитарные науки, изучающие человека и общество. Впрочем, иногда гуманитарные науки относят к общественным. Естественные науки, к которым тяготеют и «точные» в виде математики, — это науки о природе и науки, базирующиеся на принципах формальной логики, а также технические науки. Общественные науки — это науки об обществе, о его развитии, об общественных интересах и отношениях. Четкую грань между естественными и общественными (гуманитарными) науками провести трудно, но линия раздела все же существует.
Строго говоря, к наукам в полном смысле этого слова следовало бы относить естественные науки, так как только в природе, данной нам от Бога, действуют заданные извне, не зависящие от воли людей объективные, познаваемые, поддающиеся практической проверке на основе измерений законы. Математические науки также достойны этого названия, так как они опираются на четкую аксиоматику и однозначно трактуемые всеми законы формальной логики. Хуже обстоит дело с общественными (гуманитарными) науками, которые, несомненно, представляют собой области научных знаний, совокупность эмпирически установленных закономерностей, но до звания подлинных наук не дотягивают.
Общественные процессы слабо подчинены объективным, не зависящим от людей законам. В них проявляются частные правила, нормы, закономерности, присущие той или иной общественной формации, либо вообще навязанные убеждениями людей от науки и политики. Если в точных, естественных и в части гуманитарных наук есть объективные основания утверждать «это положение верное, правильное, а это — неверное, ошибочное», то в собственно общественных науках такое удается редко, здесь корректнее утверждать: «С моей (нашей, принятой) точки зрения следует считать данное суждение как убедительное, общепринятое, соответствующее наблюдаемым фактам».
Ясно, что общественные науки — более мутная водица, чем естественные, потому и диссертационных рыбок в ней ловить проще. Точных, четких, конкретных знаний они требуют поменьше, можно обходиться взамен общими рассуждениями. Высокий уровень неопределенности, непредсказуемости, неуправляемости общественных процессов, противоречивости суждений о них позволяют легче выдавать любое суждение за научную истину. Однако отстаивать правомерность своего суждения в общественных науках гораздо труднее, чем в точных и естественных. Орудием спора и отстаивания своей правоты здесь часто служит демагогия, а то и право сильного, более высокостоящего в научной или даже в административно-управленческой иерархии.
В соответствии со сложной, многокомпонентной структурой отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени, и отраслей, характеризующих специальности и виды научной деятельности, приходится делать двойной выбор, избирая одновременно и ту, и другую отрасль. Вначале обычно избирается вид науки, по которой защищается диссертация («диссертационная» отрасль), исходя из приведенного выше списка отраслей.
Затем в рамках этой отрасли науки надлежит избрать конкретную специальность, по которой вы намерены защищать диссертацию, руководствуясь утвержденной номенклатурой специальностей по каждой отрасли науки. То есть надо решить уравнение с двумя неизвестными, определив в результате решения, по какой отрасли науки вы будете защищать диссертацию и по какой специальности в рамках данной отрасли.
Проиллюстрируем алгоритм примером. Предположим, что вы намерены защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Философским наукам, представленным в номенклатурном перечне специальностей шифром 09.00.00, соответствует восемь специальностей, по каждой из которых можно претендовать на получение искомой степени кандидата философских наук.
Пусть из этого перечня вам ближе всего подходит по образованию и интересам специальность 09.00.11 «Социальная философия», на которой вы можете остановить свой выбор. Но есть возможность избрать и другую специальность. Так, в разделе 22.00.00 «Социологические науки» указана близкая к специальности 09.00.11 другая специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы», по которой тоже можно защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук.
На первый взгляд свобода выбора отрасли (вида) науки, по которой присуждается ученая степень, и конкретной специальности в рамках данной науки довольно велика, в особенности применительно к таким распространенным наукам, как технические, экономические, медицинские, педагогические, наиболее привлекающим соискателей ученых степеней. Следует, однако, иметь в виду, что вы будете защищать диссертационную работу в определенном диссертационном совете, которому предоставлено право принимать к защите только кандидатские или кандидатские и докторские диссертации по четко установленному виду наук и ограниченному числу специальностей.
Не требует доказательства простая истина, согласно которой не диссертационный совет будет подстраиваться под ваши желания, а вам придется подстраиваться под возможности совета. Если диссертационный совет, в котором будет происходить защита, заранее известен, то надо четко брать ориентир на этот совет при выборе «диссертационной» отрасли науки и специальности. Это суровое ограничение, сужающее круг выбора. Если в научной организации, в которой вы выполняете работу, совет не того профиля, можно искать другой диссертационный совет, принимающий к защите работы желанной вами отрасли, специальности, но при этом, сами понимаете, возникает множество других проблем.
В связи с интеграционными процессами в науке довольно часто наблюдается ситуация, когда тема диссертации оказывается на стыке наук и специальностей. Присуждение ученой степени соискателю сразу по нескольким наукам на основании защиты одной диссертации не практикуется, можно защищать последовательно диссертации по разным наукам. А вот защита диссертаций по одной науке на стыке разных соответствующих ей специальностей допускается при условии, что в состав диссертационного совета входят ученые, представляющие эти специальности.
Положение о диссертационном совете предусматривает возможность проведения разовых защит диссертаций на стыке специальностей посредством введения в состав совета на одну защиту недостающего числа докторов наук по смежным специальностям. Так что чрезмерно опасаться, что ваша работа выйдет за пределы намеченной специальности и «вторгнется» в смежную специальность той же «диссертационной» отрасли науки, не следует. Однако определенных «лишних» хлопот при этом избежать не удается, такова «цена» выбора специальности на стыке наук.
В предыдущем изложении мы исходили из предпосылки, что будущий диссертант вначале избирает отрасль науки, а затем уже специальность, по которой будет защищаться диссертация, или выбор делается одновременно, что наиболее желательно, но не всегда удается сделать. Возможен и иной порядок выбора, когда вначале избирается специальность, а уже затем — определяется отрасль науки, по которой будет присуждаться ученая степень.
Такой подход нетривиален. Он допустим в случае, если в организации, где вы выполняете диссертационную работу, есть один или несколько диссертационных советов, принимающих к защите диссертации по разным отраслям наук, и вы сможете представить к защите диссертацию по избранной вами отрасли и специальности в соответствующий совет. Либо вам придется искать другой диссертационный совет, который согласится принять к защите работу по той причине, что совет вашей организации диссертационные работы такого отраслевого профиля не рассматривает.
Отсюда вовсе не следует, что диссертационные работы в области общественных наук — сплошная халтура, такое мнение глубоко ошибочно. В любой области знаний есть новаторские исследования и в то же время наблюдается пустое перемалывание известных истин. Выполнить диссертационную работу и успешно защитить ее сложно в любой области знаний. Иногда трудоемкость исследований в области общественных наук оказывается более высокой, чем в области математических, физических, химических, биологических, медицинских. Но, как правило, диссертационные ручьи проще текут через общественные науки, а поток, как известно из гидродинамики, устремляется туда, где проход шире и сопротивление течению меньше.
О связи области диссертационного исследования и темы диссертации с практической деятельностью соискателя
Говоря выше о выборе науки и области исследований, в рамках которых целесообразно выполнять диссертационную работу, мы обращали внимание прежде всего на наличие у аспиранта, соискателя соответствующего образования и на специфику условий и требований к диссертационным исследованиям, вытекающим из профиля науки, в которой находится область исследований. Упоминалось и о таком значащем факторе, как наличие в «портфеле» специальностей диссертационного совета, в котором вы намерены защитить свою работу, специальности, соответствующей данной работе.
Есть и еще одно обстоятельство определяющего характера, оказывающее самое существенное воздействие на выбор области диссертационного исследования, тематики и конкретной темы диссертационной работы вне зависимости от того, будь-то кандидатская или докторская диссертация. Это степень соответствия проблематики, тематики диссертационной работы области, профилю, характеру, содержанию практической деятельности, работы, более или менее постоянно выполняемой или выполнявшейся соискателем ученой степени, диссертантом. Наличие такого соответствия — один из главных факторов, первейшее условие успешной защиты диссертации.
Руководители ряда научно-образовательных учреждений прикладного профиля, ведающие вопросами зачисления в аспирантуру и прикрепления в качестве соискателей ученой степени, склонны учитывать наличие стажа практической работы по избранной научной специальности и тематики диссертационного исследования. С докторантами дело обстоит гораздо проще, так как поступающие в докторантуру или прикрепляемые для подготовки и защиты докторской диссертации обладают опытом практической работы.
Включая наличие опыта практической работы соискателя ученой степени, аспиранта, докторанта в избранной им области диссертационного исследования в число важнейших показателей, предопределяющих будущую успешную защиту диссертации, расположим факторы, оказывающие существенное влияние на достижение конечной цели, в следующей последовательности:
1. Соответствие избранной проблематики диссертации, ее тематической направленности профилю, области деятельности, практическому опыту работы, в которой соискатель участвовал, участвует и будет участвовать в ходе подготовки диссертации.
2. Выбор отрасли знаний и области диссертационных исследований в соответствии со специальностью, полученной в высшем учебном заведении.
3. Поступление в аспирантуру, докторантуру или прикрепление к научно-образовательному учреждению, в составе которого имеется (будет иметься) диссертационный совет, принимающий к защите работы по специальности, которая соответствует выбранной теме (тематике) диссертационного исследования.
4. Предрасположенность к длительному участию в научном поиске, кропотливой и изнуряющей деятельности в избранной отрасли и области знаний, наличие внутреннего интереса к получению как результатов самого исследования, так и конечного результата в виде успешной защиты диссертации.
В идеале должны иметься в наличии все указанные факторы, к чему и следует стремиться. Но, увы, далеко не всегда так получается. Поэтому эти самые факторы расположены нами в порядке, соответствующем их важности и значимости, приоритетам.
Теперь мы вплотную подошли к первому, главному, на наш взгляд, условию, требованию, обойти которое не представляется возможным. Ведь не работая заметное время в этой области науки, где лежит тема диссертации, не обладая собственным практическим опытом деятельности по решению проблем, с которыми связано диссертационное исследование, диссертант будет чувствовать себя, как попавший на необитаемый остров, каждый шаг он будет делать с неуверенностью, опаской. Подобная ситуация легко улавливается, обнаруживается длинной чередой ученых, специалистов, через руки которых вынужден проходить диссертант. Невыполнение первого условия заведомо ведет к следующим препятствиям, заторам на разных этапах подготовки и защиты диссертационной работы:
1) непонимание или неглубокое понимание диссертантом прикладных аспектов исследуемой проблемы значимости и области практического приложения результатов работы;
2) трудности насыщения материалов диссертационной работы самостоятельно полученными данными, сведениями из опыта собственного участия в практической деятельности;
3) сложность определения личного вклада соискателя в практическое применение результатов исследования;
4) затруднения с получением справок о практическом внедрении, использовании результатов выполненной работы (обязательный атрибут защиты диссертации), которые проще всего могут быть выданы по месту работы;
5) опасность попадания в тупик, проявления некомпетентности в ответах на вопросы практиков, глубоко знающих скрытые от внешнего наблюдения «тонкости» и проблемы, проявляющиеся, видимые только непосредственным участникам практической деятельности.
Несомненно, что активный соискатель, обладающий умом и умением, определенным набором представлений о предмете и объекте диссертационного исследования, денежными средствами, способен и сам, и с помощью консультантов изловить в безбрежном море научной информации с помощью библиотек и Интернета достаточно материала для изготовления приличной по содержанию диссертации. Но если такой соискатель далек по роду своей деятельности, по практическому участию в работе от исследуемых в диссертации проблем, диссертационное исследование окажется для него «чужим», «несобственным».
Представить такую диссертацию к рассмотрению можно, но как выступить с ней перед сведущей аудиторией, как изложить ее содержание, ответить на недоуменные вопросы с требуемой степенью знания и уверенности? Ведь даже самые искусные умельцы не додумались еще до того, как заменить себя на предзащитах, защитах, вызовах в ВАК «двойниками», знающими толк и имеющими опыт деятельности в области исследований, представленных в диссертационной работе.
Отсюда следует простой вывод. Диссертации бывают подготовленными получше и похуже, ведь методов однозначного определения уровня ее качества не существует. Меру внешнего участия консультантов и помощников соискателя, степень заимствования материалов диссертационной работы из разных информационных источников трудно установить с высокой степенью точности, даже детально изучив работу. Но определить, в какой мере соискатель проникся идеями работы, как он знает и понимает предмет исследования, к созданию каких элементов диссертации причастен благодаря своей личной деятельности в данной области, определить в процессе обсуждения работы с участием ее автора не так уж и сложно.
Так что минимально необходимое условие успешного прохождения диссертационной работы, решения проблемы личного вклада соискателя в исследование — это непосредственное участие номинального автора диссертации в практической деятельности, лежащей в плоскости темы диссертационной работы, ее проблематики. Выполнение этого требования не является достаточным для достижения конечного успеха, но оно вселяет уверенность в реальность успеха, значительно повышает надежность диссертационного процесса. Творить диссертацию, находясь вне изучаемых в ней объектов, процессов, явлений, отношений, открывая истину «на кончике пера», способны только гении абстрактной мысли, коих в подлунном мире единицы.
Научный руководитель — ключевая фигура
После выбора отрасли знаний, по которой вы намерены защищать диссертацию, следует определиться с научным руководителем, если еще до этого вы не решили эту важнейшую проблему и не связали, не согласовали избранную отрасль знаний, область диссертационного исследования с потенциальным руководителем вашей работы.
Необходимость в научном руководителе предопределяется уже хотя бы тем обстоятельством, что в число документов аттестационного дела по присуждению ученой степени входит отзыв научного руководителя. Сведения о научном руководителе должны быть указаны на титульном листе диссертационной работы и на оборотной стороне обложки автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Но необходимость в научном руководителе для аспирантов возникает гораздо раньше.
В соответствии с пунктом 39 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров (Приложение 1): «Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию. Решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем». Кстати, и реферат поступающего обычно рассматривает тот же будущий научный руководитель.
Научный руководитель назначается организацией, в которой выполняется диссертационная работа, обычно в процессе зачисления претендента на научную степень в аспирантуру или оформления его соискателем. Процедура согласования кандидатуры научного руководителя с аспирантом, соискателем формально не предусмотрена, но это вовсе не означает, что, будучи оформленным аспирантом, соискателем, надо спокойно ждать, пока тебе подберут и назначат руководителя. О руководителе надлежит задуматься еще до зачисления, следует позаботиться заблаговременно, сразу же после принятия решения о поступлении в аспирантуру и выбора той науки, на ниве которой произрастает ваше научное счастье.
Раз уж мы заговорили о научном руководителе, скажем о нем еще несколько слов, впрочем, далеко не последних, ибо он — центральная фигура, главное действующее лицо на сцене событий продвижения к ученой степени. Руководителя можно назвать регулировщиком аспирантского движения. Научный руководитель — визитная карточка и диссертанта, и диссертации.
Умелый выбор научного руководителя — залог успеха. Слово «выбор» предполагает наличие вариантов выбора. Не всегда есть варианты. Далеко не всегда выбирают аспиранты и соискатели, часто руководитель выбирает их или кто-то выбирает руководителя аспиранту. Здесь уж ничего не поделаешь, надо смириться, такова жизнь.
Но если у вас есть возможность выбора — действуйте!
При поиске руководителя надлежит руководствоваться сложным, неоднозначным перечнем критериев, приоритетов. Если вы исходите из критерия весомости, значимости, влиятельности научного руководителя, то предпочтительны следующие варианты.
1. Директор или заместитель директора института, председатель или заместитель председателя диссертационного совета, в котором предстоит защита, — лучший вариант с высоким уровнем гарантированности положительного исхода вашей программы проникновения в общество ученых.
2. Член экспертного совета ВАК — очень хороший вариант со столь же высоким уровнем надежности.
3. Член диссертационного совета института, в котором предстоит защита, — хороший вариант, дающий весьма значительные шансы на успех.
4. Видный ученый, имеющий научное имя, не входящий в состав диссертационного совета, — вполне приемлемый вариант.
Имейте, однако, в виду, что чем выше научный рейтинг вашего руководителя, тем меньше шансов на то, что он сможет и пожелает уделить вам много времени и внимания. Обычно у таких руководителей слишком много аспирантов и еще больше других дел, вследствие чего рассчитывать на 50 часов ежегодных контактов не приходится, даже 5 часов сочтите за благо. Если руководитель нужен больше для формы, чем по существу, если аспирант сам способен справиться с научными задачами или имеет в запасе толковых консультантов, неявных научных руководителей, то перечисленные варианты вполне приемлемы. В других случаях надо принимать во внимание способность и желание руководителя плотно заниматься вами.
Избирая варианты, следует иметь в виду, что научным руководителем должен быть, строго говоря, доктор наук в данной отрасли знаний. Положение о подготовке научных кадров предусматривает:
«Научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации каждому аспиранту одновременно с его зачислением. В отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений или научно-технических советов научных учреждений, организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук».
Кандидат наук может стать руководителем, выступая в паре с доктором наук. Такой «парный» вариант, хотя и представляет исключение из правил, заслуживает внимания. Доктор наук выполняет представительскую миссию, а молодой, прогрессивный, «докторальный» кандидат будет рад приобщить вас к собственным исследованиям уже хотя бы по той простой причине, что ваши кандидатские изыскания способны стать частью его будущей докторской диссертации.
Для инициативных аспирантов, соискателей, обретающих научного руководителя в период, когда идея диссертации уже выношена, осознана, главный критерий выбора руководителя — его покладистость, понимаемая как человечность, гуманность и совместимость с аспирантом. Увы, не столь редки случаи, когда научный руководитель не столько помогает аспиранту, сколько создает помехи. Ведь сотрудничество аспиранта и научного руководителя неравноправное, отношения между ними не скреплены официальным договором взаимодействующих сторон, в котором зафиксированы взаимные обязательства и права.
Аспирант вынужден быть безропотным, бесправным существом, выполняющим указания руководителя. В случае конфликта научный руководитель заведомо выигрывает борьбу, он просто не выпустит работу на защиту. В этих условиях ничто не мешает придирчивому руководителю непрерывно требовать доделки и переделки диссертации на свой лад вне зависимости от согласия на то автора работы. Поэтому нравственные, человеческие качества научного руководителя могут оказаться важнее его статуса как ученого.
И наконец, еще одно важное предупреждение — ваш научный руководитель не должен находиться во враждебных отношениях с членами диссертационного совета, в котором предстоит защищать работу. Помните, что первыми жертвами научной борьбы ученых всегда были и будут аспиранты их врагов, на бедных аспирантах ведь проще всего отыграться и выместить злобу!
Как понравиться желаемому научному руководителю, достичь его согласия на научное руководство? Всех рецептов не перечислишь, упомянем главные.
1. Предстать перед будущим руководителем обаятельным человеком, общение с которым приносит удовольствие.
2. Предстать научным талантом, подающим большие надежды.
3. Обещать самому выполнить работу, не беспокоя руководителя.
4. Найти влиятельных людей, которые сильно попросят за аспиранта.
5. Воспользоваться методами материального и морального стимулирования.
Материальное стимулирование вовсе не имеет в виду грубый подкуп, получивший распространение в России в связи со становлением рыночных отношений в их непривлекательных формах. Руководитель, как уже упоминалось, и без того будет получать за научное руководство материальное вознаграждение. Следует ли преподносить потенциальному руководителю сувенирный подарок или не следует — зависит от обстоятельств и от личностей. Универсальных рецептов не существует. Так как с подобного рода проблемой аспирантам, соискателям ученой степени, увы, приходится иметь дело вплоть до заключительного банкета по поводу успешной защиты, выскажем наши суждения по этому поводу, не претендуя на их бесспорность.
Аморально давать взятки, а давать подарки — даже благородно. Рука дающего да не оскудеет! Умейте выбирать и преподнести подарок так, чтобы это был дар, а не подачка. Существуют выработанные и проверенные жизнью нормативы научных приношений. Они, конечно, условны и меняются со временем, но все же существуют. Неловко и неэтично преподносить кандидату наук меньше, чем бутылку шампанского или пару бутылок марочного вина (можно особой водки).
Женщинам надо дарить цветы и духи. Доктору наук, профессору дарят коньяк, выдержанный не менее пяти лет (пять звездочек или марочный, желательно в наборе). Академикам наиболее подходит антиквариат. Советы эти, как сами понимаете, с примесью юмора. И все же искусством дарить нужное, когда это уместно и не переходит допустимые пределы этики и морали, должны владеть не только льстецы и подхалимы.
Дело даже не в виде самого подарка, отражающем чисто внешнюю сторону отношений признательности. Суть во внутренней стороне процесса, которая должна быть чистой, откровенной, не порождающей досады ни дарящему, ни принимающему дар.
Небольшая поучительная история по этому поводу, рассказанная мне известным профессором-экономистом. В достоверности описываемого случая не уверен, как говорится, за что купил, за то и продаю. Поэтому фамилии героев изменил, не в фамилиях ведь дело.
Видный профессор Дьяков, желая, естественно, продвинуться в члены-корреспонденты Российской Академии наук, поручил своему лаборанту отнести на дом весьма высокопоставленному и столь же бесталанному академику Федотову, от которого требовалась поддержка, небольшое преподношение в виде корзинки с десятью бутылками шампанского. Казалось бы, подарок оригинален и впечатляет. Но не тут то было. Академик страшно возмутился, подарок не принял и велел отнести его обратно дарителю. Хуже того, позвонил по месту работы профессора Дьякова и сообщил: «Ваш Дьяков хотел купить меня за пятьдесят рублей (дело было в давние времена, когда бутылка шампанского обходилась всего в пять рублей)». В итоге дело Дьякова разбирали на заседании парткома.
Заметьте, академик негодовал не по поводу подкупа, а в связи с дешевым подарком, который не тянет на подкуп. В этом вся соль. Академик протестовал в связи с тем, что его недооценили и тем самым оскорбили. И был по-своему прав. Академику по такому важному поводу не приличествует принимать столь мелкую подачку. А профессору следовало бы знать, что положено преподносить именитым людям, от которых зависит исход собственного дела. Гораздо более соответствовали бы данному моменту, скажем, золотые часы, хохлома, гжель, картины. Понятно, что речь в данном случае идет не об аспирантах, руководителями которых академики бывают редко и которые не обладают возможностью приносить такие дары.
Интересно, что волею судеб профессор Дьяков впоследствии обрел заслуженную известность, а академик Федотов ушел в небытие. Так порешили жизнь и ее перестройка. Но законы дарения не перестраиваются.
О реферате и вступительных экзаменах
Итак, вам удалось самим договориться с будущим научным руководителем, заручиться его согласием на научное руководство или вам в этом помогли. Не столь уж важно, каким образом, важен результат. Далее приступаете к подготовке всех необходимых документов для поступления в аспирантуру или оформления соискателем.
Приучайте себя к терпению и выдержке. Надеюсь, что вы уже успели усвоить коренное правило. Напоминаем: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек». Так было, есть и будет, особенно в тех общественных системах, где человек представлен не своей сутью, не индивидуальными качествами, а личной анкетой, кадровым делом. Они первичны, а вы — вторичны.
Так что учитесь умению заполнять, собирать, составлять, переделывать всяческие бумаженции в виде заявлений, анкет, автобиографий, копий, свидетельств, справок, списков, учебных планов, программ, отчетов, отзывов, заключений, стенограмм. Учтите — без овладения этим ремеслом научной удачи не видать. В условиях канцелярско-бюрократических порядков, которые устойчивей, чем клопы и тараканы вместе взятые, искусство орудования бумажками гораздо важнее, чем знания и таланты, научные способности.
В число документов и материалов, которые надо представить при поступлении в аспирантуру, обычно входит вступительный реферат по избранной специальности. Надо набросать примерно 10-20 страничек обзорного текста, лучше всего о состоянии проблемы, которую вы собираетесь исследовать. При современном обилии информации и с учетом накопленного вами опыта составления школьных сочинений и выполнения курсовых и дипломных проектов в вузе настричь из нескольких источников и склеить воедино реферат не составит большого труда.
Если же вы настолько преклоняетесь перед научным поиском, что еще до поступления в аспирантуру стали автором или соавтором научных докладов, статей, то они вполне сойдут вместо реферата. Не грех привлечь в помощь Интернет, в котором, как известно, можно наскрести любую информацию, в том числе и научную.
За качество реферата особенно опасаться не следует. Наиболее вероятно, что его покажут только будущему научному руководителю. Так что если с руководителем установлены уверенные контакты, то и реферат окажется соответствующим требованиям, о чем руководитель подпишет подготовленное вами заключение в одну страничку.
Теперь о вступительных экзаменах. Не хотелось бы останавливаться и сосредотачивать на них внимание, тем более что ниже мы подробнее обсудим проблему кандидатских экзаменов. Экзамены как экзамены. В чем-то лотерея, в чем-то удача, в чем-то умение. Разве вы не сдавали экзамены в школе и в институте, университете? А чем отличаются вступительные экзамены в аспирантуру? Да, пожалуй, ничем, кроме пафоса и научного обрамления. Если же вы за 15 школьно-институтских лет не научились сдавать экзамены (только в вузе их сдают не менее полусотни раз), то, извините, в аспирантуре вам не место, а в среде ученых — тем более.
Готов раскрыть еще один маленький секрет. При отсутствии конкурса экзаменационная комиссия удостоит вас положительной оценки при любом ответе — только не молчите, набрав в рот воды от страха. Ну а при конкурсе комиссия по приему в аспирантуру в какой-то мере продумала и заранее предопределила, кому включать «зеленый свет». Так что старайся — не старайся, а исход практически предрешен, хотя драться надо до конца, ведь вы способны удивить комиссию и склонить чашу весов в свою пользу. Какой-то шанс на успех всегда есть, везде сидят люди. И даже представители пресловутой бюрократической системы иногда руководствуются человеческими чувствами наряду с инструкциями, указаниями начальства, заранее намеченными решениями.
Успешному прохождению вступительного экзаменационного барьера может помочь заблаговременный предварительный выбор темы диссертации. На этом этапе нужна не тема, а условная тема, которой можно и нужно бравировать перед экзаменаторами, иллюстрируя свою осведомленность и готовность к написанию диссертации. Называя тему, вы психологически воздействуете на принимающих экзамены, создавая у них иллюзию, что экзаменующийся уже вступил одной ногой в научно-диссертационную среду, причастился к ней. А это порождает предрасположение к вам, вызывает симпатии.
Так что советую до написания вступительного реферата и сдачи экзаменов обсудить с научным руководителем и принять в качестве вывески символическую тему-ориентир, под флагом которой вы будете выступать до утверждения официальной темы. Она олицетворяет ваши намерения и ни к чему особенно не обязывает, в последующем можно любым образом видоизменить наметку, избрать другую тему.
Вернемся к экзаменам. Еще один совет. Очень хорошо, если к моменту вступления в аспирантуру вами уже сдан хотя бы один кандидатский экзамен, например по иностранному языку. Обычно в организациях, где есть аспирантура, функционируют группы подготовки к кандидатским экзаменам по философии и языку. Примкнув заранее к такой группе и сдав экзамен, вы, во-первых, избавляетесь от необходимости сдачи соответствующего вступительного экзамена и, во-вторых, увеличиваете свой рейтинг как абитуриент, претендующий на аспирантское место, ибо сданные кандидатские экзамены свидетельствуют об определенном уровне научной зрелости.