Автор:
Aнатoлий Eвгeньeвич Шeвeлeв, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов Южно-Уpaльскoгo государственного университета (г. Челябинск).
Неопределенность будущего заставляет задуматься о возможности наступления тех или иных событий или совершения тех или иных действий. Возможность получения отрицательного результата в данном случае и является риском. Следует понимать, что отрицательный или положительный результат связан только с вашими ожиданиями, так как само событие не может нести риска (падение курса рубля для одних предпринимателей приносит доход, для других — убыток).
При планировании рисков проекта можно определить набор простых рисков, которые могут возникнуть при выполнении проектов. К простым рискам отнесем перечень
непересекающихся событий, т.е. каждое из которых рассматривается как независящее от других.
Для большинства проектов рекомендуется разбиение проекта на стадии с выделением на каждой стадии собственных простых рисков. Выполнение такого разбиения на стадии и содержание стадий зависят от особенностей вашего проекта и желания более или менее подробного изучения рисков. Набор простых рисков достаточно важен, так как все участники проекта должны быть заинтересованы не только в понимании проблем, но и в предполагаемом решении будущих проблем.
Следует иметь в виду, что степень риска (и его отрицательное воздействие) будут возрастать тем сильнее, чем на более поздней стадии этот риск выявится, поэтому необходимо указывать стадию наиболее раннего выявления риска: предпроектная, подготовительная, строительство (создание), функционирование.
Перечень возможных простых рисков, а также методы их нейтрализации и компенсирующего воздействия на них, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Возможные простые риски.
Вид риска | Компенсирующее воздействие |
Уникальность вашего (конкурентного) преимущества | Поиск нового уникального преимущества |
Географическое положение | Затраты на решение транспортных проблем, экологических проблем, климатических проблем |
Поддержка местных органов власти и общественных организаций | Затраты на приобретение лицензий, разрешений, доступ к информации |
Наличие подрядчиков на местах | Резервирование средств на завышение стоимости монополистом-подрядчиком |
Наличие альтернативных источников сырья | Резервирование средств на закупку сырья в других источниках, особенно при ориентации на цены ниже среднерыночных |
Удаленность от транспортных развязок и маршрутов общественного транспорта | Затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы, создание службы перевозки работников предприятия |
Удаленность от инженерных сетей или недоступность инженерных сетей | Затраты на подводку инженерных коммуникаций, превышающие обычное подключение (электроэнергия, вода, тепло, линии связи) |
Сложность проектно-изыскательских работ | Рост стоимости реализации проекта, увеличение срока выхода на проектную мощность, увеличение срока окупаемости проекта |
Собственная платежеспособность (как заказчика) | Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов |
Увеличение затрат из-за инфляции | Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов |
Неустойчивость спроса | Снижение цен, затраты на поиск новых сегментов рынка, разработка нового продукта, покупка лицензии на производство более совершенного продукта |
Появление альтернативного продукта | Затраты на рекламу, снижение цен, модернизация продукта, разработка нового продукта, уход с рынка |
Снижение цен конкурентами на основе увеличения объема производства или эффективной политики в области затрат | Изменение политики управления затратами, снижение цен, уменьшение объема продаж при сохранении цен |
Рост налогов | Изменение структуры затрат, лоббирование проекта |
Снижение платежеспособности потребителей | Переориентация на другой сегмент рынка, снижение затрат, выпуск альтернативных более дешевых продуктов, модернизация при сохранении цен |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки | Снижение чистой прибыли, рост цен на собственную продукцию |
Монополия поставщиков | Резервирование средств в случае повышения цен |
Недостаток оборотных средств | Изменение финансового управления, увеличение кредитов |
Отсутствие квалифицированной рабочей силы | Затраты на обучение, затраты на приобретение технологий, не требующих привлечения рабочих высокой квалификации |
Угроза забастовки | Затраты на создание резервов продукции, затраты на содержание персонала |
Уровень оплаты труда | Затраты на более высокую заработную плату, текучесть кадров, снижение производительности труда |
Социальная инфраструктура | Затраты на содержание социальной инфраструктуры |
Состояние машин и оборудования | Затраты на организацию ремонта |
Новизна технологий | Увеличение затрат на освоение и производство |
Надежность технологий и оборудования | Затраты на создание резервов, затраты на организацию ремонта |
Производственная мощность | Затраты на создание дополнительных производственных мощностей или привлечение субподрядчиков при росте рынка |
Экологическая обстановка | Резервы средств на компенсацию экологических катастроф, затраты на экологические проекты |
Вредность производства | Рост эксплуатационных затрат |
Складирование отходов | Увеличение себестоимости |
Прочие | Резерв средств на компенсацию прочих рисков |
Осуществляя планирование риска, необходимо планировать комплекс мер по снижению и предотвращению негативных последствий, обеспечивая выживание проекта. Такой комплекс мероприятий содержит ряд организационных решений, направленных на снижение риска: страхование, хеджирование, установление лимита на расходы, резервирование, распределение риска, диверсификация и получение дополнительной информации.
Страхование предполагает, что вы передаете ряд оговоренных рисков страховой компании за цену, равную страховому взносу. Страховая компания при наступлении страхового случая, оговоренного в страховом полисе, выплачивает компенсацию за нанесенный ущерб. Широко распространено имущественное страхование, страхование ответственности, страхование рисков. При очевидных достоинствах, недостатком страхования являются дополнительные издержки по уплате страховых взносов и не всегда очевидное наступление страхового случая. Страхование является обязательным элементом любого бизнес-плана при привлечении инвесторов или заемных средств.
Хеджирование является разновидностью страхования. В этом случае страхуется цена товара от риска ее изменения. Такое страхование осуществляется заключением встречного контракта на сделку в будущем. Встречный контракт может быть заключен как с реальным товаром, так и покупкой контракта (фьючерса), не обеспеченного товаром, но содержащего обязательство либо поставить товар, либо купить аналогичный необеспеченный контракт. Закрытие встречной операции приводит к убытку или дополнительной прибыли, которая закрывается убытком или дополнительной прибылью основного контракта. Хеджирование осуществляется лишь по группам биржевых товаров, хотя существуют организации, пытающиеся работать на более широком рынке, однако сделку с такой организацией видимо придется также страховать.
Установление лимита на определенные виды расходов также обеспечивает снижение рисков. Подобное мероприятие более успешно при внедрении бюджетирования еще на стадии бизнес-плана. Если организация, реализующая бизнес-план, не практикует применение бюджетов в своей деятельности, то установление лимитов может быть не очень успешной мерой из-за отсутствия механизма контроля за затратами.
Резервирование направлено на накопление средств для покрытия непредвиденных расходов, иначе подобные действия называют «подушками безопасности». В любом бизнес-плане рекомендуется планировать формирование резервов, что не подлежит сомнению. Основную трудность при резервировании составляет определение величины резервов, так как эта величина связана с обеспечением ликвидности проекта.
Распределение риска направлено на разделение риска между участниками договорных отношений. Распределение риска становится выгодной операцией для стабильной хозяйственной деятельности (как операция факторинга), но в большинстве инвестиционных проектов будет недопустимой операцией из-за большого риска незавершенного проекта, что приведет к повышению ставки комиссионного вознаграждения организацией, принимающей на себя распределенный риск.
Диверсификация направлена на распределение средств предприятия между различными видами деятельности. Чаще всего именно разрабатываемый бизнес-план есть часть осуществляемой предприятием диверсификации, поэтому диверсификация возможна только в рамках достаточно больших проектов или портфельных инвестиций.
Получение дополнительной информации ограничивается двумя факторами: время получения информации и ее стоимость. Наиболее применимым фактором для принятия решения о поиске дополнительной информации становится именно время, так как, не обладая информацией, достаточно трудно определить ее стоимость. Иногда предприниматели приписывают недоступной информации более высокую значимость, чем есть на самом деле. Еще одним критерием приобретения информации можно считать доступность ресурсов: если основная масса предпринимателей обходятся без искомой информации, то, скорее всего, ее получение не только не улучшит ситуацию, а, наоборот, увеличит вариативность вашего бизнес-плана, что приведет к увеличению риска принятия неправильного решения. Более эффективным представляется использование методов принятия решения в условиях неопределенности, что требует специальной математической подготовки.
Научиться умело оценивать уровень рисков и осмысленно управлять ими вы можете изучив курс «Управление рисками — риск-менеджмент» при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе.