Автор: Николай Ивaнoвич Сeмeчкин, кандидат философских наук, заведующий кафедрой психологии Дaльнeвoстoчнoго государственного университета.
Каждый человек по-своему, индивидуально воспринимает и переживает как внешние по отношению к нему, так и внутренние процессы. У разных людей формируются различные потребности. Следовательно, их установки тоже различаются. Поэтому один и тот же стимул или ситуация воздействуют на разных людей неодинаково.
Нагляднее всего это прослеживается на примере коммерческой рекламы. По данным специалистов в области массовых коммуникаций, ее эффективность считается высокой и даже очень высокой, если достигает от 1 до 10% целевой аудитории (Харрис Р., 2001). Все это означает, что информация, оказывающая влияние на одних людей, совсем не действует на других.
Иными словами, люди имеют такие установки, которые выражают их потребности и способствуют удовлетворению этих потребностей. Новые потребности приводят к формированию новых установок, изменение потребностей приводит к изменению установок.
Все функции установок можно сгруппировать по видам или блокам. Впервые такую классификацию осуществил Д. Кац (1967), выделив пять основных функций установок:
- Функция защиты Я.
- Ценностно-экспрессивная функция (саморепрезентация).
- Социально-регулятивная функция.
- Инструментальная (утилитарная) функция.
- Познавательная функция.
1. Функция защиты Я
Впервые в истории психологии о механизмах Эго-защиты заговорила теория психоанализа. Самим Зигмундом Фрейдом, и особенно его дочерью Анной Фрейд, выделено и описано достаточно много видов психологических защит (Фрейд А., 1999). Среди них перечисляют следующие: невроз, рационализация, проекция, отрицание, формирование противоположной реакции и т. д.
Наиболее типичным примером механизма защиты Я служит рационализация: человек, побуждаемый каким-либо иррациональным, бессознательным импульсом, совершает поступок, но находит для него вполне рациональное объяснение.
Как правило, тот иррациональный импульс, который мотивирует человека для совершения тех или иных действий, исходит из негативных влечений и чувств человека — зависти, злобы, ненависти, чувства своей неполноценности, никчемности и т. д. Но в самоатрибуции индивида мотивация его действий приобретает благородный, даже больше — возвышенный смысл. Сам человек объясняет свои действия исключительно добрыми намерениями: он поступил так во имя добра, справедливости, лучших соображений.
В тех же случаях, когда самосознание человека в определенной мере развито и периодически активизируется, он постоянно прибегает к механизмам Эго-защиты для регулирования самооценки. При этом люди идут по пути поиска самых простых способов решения своих проблем. Легче всего поднять самооценку за счет унижения и принижения других людей — отдельных индивидов или даже целых социальных групп.
Потребность в повышении самооценки, таким образом, приводит к формированию соответствующих установок — ксенофобии, расизма, сексизма, национализма, классовой ненависти и т. д. Страх, зависть, чувство своей ничтожности вызывают к жизни установку стремления к власти, богатству, порождают высокомерие, пренебрежение, чванство (например начальственное, национальное, социальное и т. д.)
Как правило, люди используют не один, а сразу множество механизмов Эго-защит. Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый). Проекция сопровождается отрицанием.
Таким образом, одни люди могут постоянно испытывать потребность в защите Я и иметь соответствующие установки, для других состояние повышенной тревожности и низкой самооценки может быть временным. Третьи могут вообще лишь эпизодически испытывать потребность в защите Эго. и тогда их установки, способствующие ее удовлетворению, также могут быть кратковременными.
2. Ценностно-экспрессивная функция установки
Установки, выражающие ценности человека, обычно удовлетворяют его потребность в саморепрезентации. Проще говоря, посредством этих установок человек заявляет о себе своему социальному окружению. Понятно, что выразить можно только то, что имеешь, чем являешься сам. Поэтому и тип, и уровень ценностей человека определяются уровнем его личностного развития, сложностью его Я-концепции.
Образ и стиль жизни, манера одеваться, тип прически, обладание теми или иными вещами, высказываемые мнение, взгляды, суждения, поведение — всем этим человек выражает свое Я. Так, скажем, создание образа богатого, преуспевающего человека может быть связано с установкой на обогащение и, соответственно, выражать основную ценность индивида.
В другом случае, это может быть создание сексуально-привлекательного образа, что также может быть отражением установок и ценностей. Но, разумеется, индивид может репрезентировать себя и иными способами. Он может, например, активно выражать свою общественную позицию, участвовать в каких-то гражданских движениях, поддерживать те или иные политические партии. С позиции функционального подхода можно сказать, что сколько людей, столько и потребностей.
3. Социально-регулятивная функция установки
Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно составляем о них свое представление, иначе говоря, формируем в их отношении установки. Одни люди нам нравятся, другие — нет.
Важно отметить, как наши установки в отношении окружающих помогают или препятствуют нашим социальным взаимоотношениям. Понятно, если у человека общая негативная установка в отношении людей, то его взаимодействия с окружающими будут сведены к минимуму. Да и те станут отличаться напряженностью.
Но в том-то и дело, что люди далеко не всегда заявляют о своих реальных установках в отношении своих знакомых, родственников, соседей, сослуживцев и т. д. Гораздо чаще во взаимоотношениях с ближайшим окружением люди используют вежливость, воспитанность, лесть, то есть демонстрируют некие общепринятые шаблоны поведения.
Но практически в любом (за редким исключением) случае, если человек хочет добиться расположения, симпатии, приязни со стороны других, он демонстрирует свое согласие с ними, общность взглядов, мнений и т. д. Фактор сходства в большинстве случаев усиливает социальную привлекательность.
Конечно, сходство взглядов и установок у людей может быть реальным, а не только манифестируемым. Поэтому мы для установления социальных отношений ищем единомышленников, людей похожих на нас — по возрасту, полу, социальной группе, исходя при этом из того, что у них такие же, как и у нас, установки.
4. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция
Само название функции указывает на тот аспект поведения, который рассматривают теории научения, а конкретно — принцип инструментального научения. В самом широком смысле суть его сводится к тому, что человек научается достигать желательных результатов (вознаграждения) и избегать нежелательных (наказания).
Соответственно, у людей вырабатываются положительные установки в отношении тех объектов, которые могут способствовать удовлетворению их потребностей, желаний, влечений, и негативные к объектам, препятствующим достижению желаемого, вызывающих фрустрацию, а также другие нежелательные последствия.
В этом отношении инструментальная функция способна перекрывать, или вбирать в себя все остальные функции: Эго-защитные, ценностно-экспрессивные, регулятивные и функцию познания. Человек может завоевывать симпатию, восхищение, дружбу, благорасположение, просто выражая свои взгляды, мнения, ценностные приоритеты, словом, посредством выражения своего Я.
Точно так же он может избежать проявления злобы, агрессии, других негативных чувств в отношении себя, используя механизмы Эго-защиты, например, вытеснения, подавления и т. д.
5. Функция познания
Помимо прочих, крайне необходимых функций, установки играют в жизни людей исключительно важную роль в структурировании, организации знаний об окружающем мире и о самих себе. С их помощью мы категоризируем, выстраиваем наши знания в более или менее стройную, логически увязанную систему.
Это не значит, что мир вокруг и мы сами именно такие, какими представлены в наших установках. Роль установок состоит не в поиске истины, а в упорядочивании картины мира в нашем сознании.
Не имея готовых когнитивных схем, в том числе и установок, мы вообще вряд ли смогли бы жить, поскольку все происходящее представлялось бы нам сплошным хаосом.
Установки, таким образом, помогают нам организовать мир, используя принцип экономии мышления и избегая опасностей информационных перегрузок. Заимствование чужого опыта, мнений, взглядов, установок создает большие социальные проблемы, но попытка отказаться от заимствования с целью создания своей и только своей позиции нереалистична. В качестве объединяющего основания всех установок любого конкретного индивида выступают базовые ценности, которые он исповедует или которых придерживается.
Чтобы объяснить причину возникновения плюрализма и конфликта ценностей в установочной позиции индивидов, Энтони Пратканис и Энтони Гринвальд (1989) вводят понятия монополярной и биполярной установок. Они полагают, что неоднозначность установки в отношении какой-то проблемы объясняется тем, что человек может сознательно избегать односторонней информации о ней, стараясь познакомиться с различной и даже противоречащей информацией.
Монополярные установки формируются под влиянием информации, которая однозначно оценивает объект установки. Если, скажем, ваши знания о человеке ограничиваются тем, что он улыбчивый и вежливый, то, разумеется, вы будете настаивать на том, что он очень душевный и славный.
Подавляющее большинство установок людей отличается все же монополярностью. Имея уже сложившуюся установку в отношении определенного объекта, люди чаще всего интерпретируют новую информацию о нем таким образом, чтобы она согласовывалась с имеющимися у них представлениями. Не говоря уже о том, что они могут вообще не замечать, не воспринимать, не слышать сведений, противоречащих их взглядам.
Люди не только охотнее, но и лучше запоминают информацию, подтверждающую их взгляды. Д. Робертс и Натан Мак-Коби (1985), установившие этот факт, полагают, что человек испытывает удовольствие, получая подтверждения правильности своих установок. Ведь это повышает его самооценку.
Поэтому мы дружим с теми, кому мы нравимся, как нравимся сами себе, слушаем радио и смотрим телепередачи, подтверждающие наши установки, читаем книги, газеты и журналы, которые согласуются с нашими взглядами на действительность. Все это коротко можно определить как избирательность в подходе к информации.
Пол Суини и Кэти Грубер продемонстрировали эту пристрастность людей на примере Уотергейтского скандала 1972 года. Он возник в связи с тем, что предвыборная команда Ричарда Никсона, победившего на выборах и ставшего президентом США, прибегала к техническому подслушиванию в штаб-квартире соперника Никсона Мак-Говерна во время предвыборной борьбы.
Так вот, сторонники победившего Никсона и проигравшего выборы Мак-Говерна, как оказалось, не в равной мере интересовались разразившимся скандалом: сенатскими слушаниями, сообщениями СМИ и т. д. Если сторонников Мак-Говерна интересовала любая информация, связанная с Уотергейтом, то сторонники Никсона демонстрировали явное отсутствие интереса к этому делу (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).
Установки во многом предопределяют не только наше видение мира, но и настроение, жизненный тонус, общее психологическое состояние. Если мир кажется человеку опасным и угрожающим, то, конечно же, он будет испытывать постоянное чувство тревоги и неуверенности. И наоборот: лучезарное мировоззрение будет настраивать человека на легкость и беззаботность. Оптимальный вариант как всегда находится между этими двумя крайностями.
***
Как видим, те или иные функции установок предопределяются личностными особенностями людей. Поэтому прежде чем пытаться изменить установку индивида, необходимо знать и учитывать, чем она характеризуется: определяется ли она личностными особенностями человека или же самим предметом и содержанием?
Любая попытка изменить установку в больших аудиториях, будь это реклама или политическая агитация, станет успешной лишь в отношении некоторой части людей, но не всей аудитории. Причем здесь столь же важно учитывать и рассчитывать время воздействия, поскольку, большинство потребностей людей носит временный характер и можно оказаться в нелепом положении, пытаясь изменить те установки, которых уже нет.
Функциональные теории объясняют, таким образом, сущность одновременно двух процессов — формирования и изменения установок. Наряду с другими теориями, они дают представление о том, какую роль играют установки в психической жизни людей, какое влияние они оказывают на поведение.