Техники успешного поведения в трудных жизненных ситуациях

Активно преобразуя любую трудную ситуацию, человек значительно изменяется, но изменения эти обычно непреднамеренны и неосознаваемы. Однако порой люди оказываются в таких ситуациях, когда только сознательное изменение своих особенностей может привести к благополучию. Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.


Автор:
Haтaлия Гeopгиeвнa Ocyxoвa
, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Мocковского пeдагогического государственного университета (MПГУ), практикующий психолог.

Какие техники поведения люди чаще всего используют в трудных ситуациях? Их можно объединить по стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление) и переживание.

Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике трудности.

Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

Активно преобразуя любую трудную ситуацию, человек значительно изменяется, но изменения эти обычно непреднамеренны и неосознаваемы. Однако порой люди оказываются в таких ситуациях, когда только сознательное изменение своих особенностей может привести к благополучию. В этом случае изменение собственных характеристик и отношений к ситуации становится основной стратегией или входит составной частью в иные стратегии.


1. Приемы приспособления

  • Приспособление к институционным аспектам ситуации
    (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т.д.). Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями, и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).
  • Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно этой техникой пользуются те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления —
    забота об установлении и поддержании социальных контактов.
  • Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею. Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.) В основе этого приема лежит сознательное использование
    механизма идентификации. Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим качеством, герой фильма или книги, олицетворяющий уверенность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персонажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих. Исследования показали, что при удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать с трудной ситуацией общения, вызывает заметные изменения не только в поведении, но и в личных установках и ценностях (Ф. Зимбардо, Я. Морено и др.) При этом приобретается гибкость, и не роль овладевает личностью, а личность — ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.
  • Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает
    идентификация с более удачливыми людьми или идентификация (отождествление себя) с мощными организациями и объединениями. К такому приему прибегают люди, перенесшие неудачи и разочарования, причину которых они могут видеть в отсутствии у себя качества «удачливости». Идентифицируясь с преуспевающими людьми, они как бы дополняют себя особыми способностями, а становясь функционерами авторитетной организации, не только получают право чувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.
  • Определение границ своих возможностей — эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Такие люди вынуждены резко менять образ жизни. Сначала они «определяют границы своих возможностей»: как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по болоту; прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнившихся обстоятельствах.
  • Антиципирующее (от лат.
    anticipate — предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление)
    совладение и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти больного родственника, собственной серьезной операции и др.) Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Постановка целей и целеполагание в семи шагах

Пример продуктивного использования антиципирующего совладания — широко используемый в ряде зарубежных клиник опыт подготовки детей к предстоящей операции. Медсестры под руководством психолога организуют специальные ролевые игры, где имитируется вся ситуация операции (от предоперационной подготовки до возвращения маленьких пациентов в палату, окончательного выздоровления и выписки домой). Такая предварительная психологическая подготовка позволяет снизить предоперационную тревогу детей и значительно ускорить их выздоровление
(Росс Д., Нисбетт Р., 1999).

Яркий пример однозначно непродуктивного антиципирующего совладания — «симптом святого Лазаря», который психологи обнаружили при работе с некоторыми семьями ВИЧ-инфицированных. Он состоит в том, что члены семьи начинают относиться к заболевшему так, словно он уже мертв и оплакан (вплоть до того, что избегают общения с больным, открыто готовятся к похоронам, собирая деньги на поминки еще живого, отказываются оплачивать лечение зубов и т.п.)


2. Вспомогательные приемы самосохраненияв ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся
техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями.

Таковы
уход или
бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию защиты».

К распространенным приемам самосохранения относится
отрицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. М. Горовиц рассматривает отрицание как психологический барьер на пути разрушительного проникновения травмирующего события во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую концептуальную систему. Отрицание позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции катастрофического события меняются сознание человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

Техники преобразования и приспособления могут быть как типичными для человека, так и ситуационно-специфическими; как основными, так и вспомогательными. К
ситуационно-специфическим принято относить следующие техники: «использовать шанс», «сопротивляться», «идентифицироваться с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.


3. Техники, применяемые в случае неудачи

Говоря о ситуационно-специфических техниках, рассмотрим те из них, которые человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек
вынужден признать, что потерпел неудачу. Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Предприниматель, менеджер и специалист

В такой ситуации человек стремится любой ценой
сохранить или восстановить позитивное отношение к себе, чувство личного благополучия. Наиболее часто применяются
приемы, обесценивающие неудачу, в основе которых лежит действие механизмов психологической защиты. Они не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмоциональных переживаний. Среди этих приемов отметим следующие.

  • Обесценивание объекта. Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.) Тем самым он обесценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.
  • Коррекции своих ожиданий и надежд. Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.
  • Акцептация ситуации — принятие ее такой, как она есть. В практической психологии эту технику порой называют «
    терпением» или употребляют словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные преодолевающие действия по изменению ситуации). Это не пассивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуации и сравнения своего положения с положением людей, находящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, ограничивающей возможности человека.
  • Позитивное толкование своей ситуации. Эта техника схожа с предыдущей. Она состоит в том, что человек использует различные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато…» («идущее вверх сравнение»). У многих на памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

Существуют мнения, что приспособление к обстоятельствам свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной стратегии. Однако в реальной жизни все не так однозначно: порой временное приспособление выступает как мудрая, учитывающая объективные особенности ситуации и жизненные перспективы стратегия переживания трудной для человека ситуации.

Простейший пример этого — ситуация вхождения в новый коллектив: человек разумно отказывается от определенных форм поведения и самоутверждения, чтобы получить работу в престижной фирме и быть принятым в новом коллективе.

Более сложный вариант — приспособительное покорное поведение во имя свободы в будущем. «В тяжелые времена люди приступают к осуществлению долговременных программ борьбы за индивидуальную свободу, они отдают себе отчет в том, что в целях приобретения свободы необходимо быть готовым ко многому: подчиняться воле вождя или автократической власти, выполнять ее решения и постановления. При этом не оказывать никакого сопротивления. Покорное поведение является своеобразным маневром, позволяющим достичь в будущем эмансипационных целей».

Оставим за каждым человеком право самостоятельно выбирать из своего репертуара те стратегии и техники, которые помогут ему справиться с жизненными трудностями. Далеко не все в своей жизни он может изменить. В лучшем случае человек может, трезво осмыслив ситуацию, направить свои усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти способы сосуществовать с тем, что изменить невозможно.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Модель консультационной беседы как средство управления


4. Практические рекомендации

Если вы столкнулись с поведением человека, которое, на первый взгляд, кажется неадекватным, не спешите с выводами. Внимательно рассмотрите и проанализируйте особенности его жизненной ситуации. В этом вам помогут следующие вопросы.

  • Каковы объективные особенности той ситуации, в которой человек проявляет неадекватное поведение? Возможно, его неадекватное поведение — «нормальный ответ на ненормальную ситуацию»?
  • Как сам человек интерпретирует ту жизненную ситуацию, в которой оказался?
  • В какой более широкий контекст «вписана» данная ситуация? Кто еще участвовал в ней? Каковы отношения между участниками? Какие события происходили в жизни человека незадолго до этой ситуации? Насколько значима для человека данная ситуация? и др.
  • Сформулируйте предварительные гипотезы о жизненной ситуации человека. Если вы столкнулись с тем, что человек не реагирует на мощные воздействия жизни, задумайтесь: возможно, та информация о нем и его ситуации, которой вы обладаете, ошибочна или неполна. Или вы неадекватно оцениваете его ситуацию и налицо расхождение между вашим видением ситуации и тем, как ее видит человек.
  • В таких трудных случаях обязательно постарайтесь понять особенности образа мира человека. Особенно трудны для оказания психологической помощи два крайних варианта — инфантильный образ мира (его порой называют «личностной концепцией благополучного мира») и сверхустойчивый, ригидный образ мира. В обоих случаях люди стремятся любой ценой сохранить позитивные представления о себе и нередко похожи на страуса, который в ситуации опасности прячет голову в песок. Они игнорируют неблагоприятную информацию, стараются дискредитировать источник информации, понижающий самооценку, прибегая при этом к разным формам самообмана.
  • Обязательно создайте у человека ощущение владения ситуацией — особенно у тех людей, которые нуждаются в помощи. Предлагайте им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не снижались, а наоборот, возрастали, придавая им веру в то, что они сумеют совладать с жизненными невзгодами, и мужество принять на себя ответственность за собственную судьбу.
  • Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда люди не могут (даже если осознают необходимость сделать это) изменить старые привычки. Здесь бесполезно обвинять людей в косности, глупости или низменных побуждениях. Вместо этого стоит глубже проанализировать о динамике внешних и внутренних сил, которые удерживают человека от изменений.

Чтобы целостно понять особенности поведения человека в ситуации и возможности преобразования ситуации, мы должны рассмотреть:

  • те «тайные функции» и «психологические выгоды» (реальные или мнимые), которые выполняет привычный для человека способ поведения;
  • те незримые силы, которые препятствуют изменениям (это могут быть, к примеру, существующие в его рабочем или семейном окружении групповые стандарты; сформировавшийся в прошлые периоды жизни страх неудачи и др.);
  • задуматься о факторах, которые можно использовать для создания условий продуктивных изменений.



Изучить любые интересующие вас навыки самоменеджмента, мотивации, личной и профессиональной эффективности вы можете при обучении по индивидуальной программе, потому что при обучении по этой программе вы можете включить в свой учебный план любые курсы из нашего каталога, а обучение будет проходить в любом удобном для вас темпе, месте и времени. Тем самым вы получаете системную учебную программу, которая включает в себя только те практические знания и навыки, которые вам интересны и нужны.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы