Основные принципы улучшения памяти


Первый из законов — закон осмысления — самый простой и самый фундаментальный. Суть его можно выразить словами: «Причина того, что люди так мало запоминают из прочитанного, заключается в том, что они слишком мало думают сами». Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше, прочнее, подробнее оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом — значит максимально приблизить процессы восприятия и запоминания к процессу мышления. Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы.

Автор:
Екатерина Евгеньевна Bacильeвa
, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.



1. Закон осмысления

Он самый простой и самый фундаментальный. Суть его можно выразить словами известного немецкого писателя Г.К. Лихтенберга: «Причина того, что люди так мало запоминают из прочитанного, заключается в том, что они слишком мало думают сами». Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше, прочнее, подробнее оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом — значит максимально приблизить процессы восприятия и запоминания к процессу мышления. Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы. Взяв в руки книгу, статью или документ, который вы собираетесь читать, не спешите ознакомиться с ними.

Постарайтесь по названию определить, что в них написано. Такое же прогнозирование можно сделать и после прочтения названия главы или параграфа, первого абзаца. Если вы чувствуете, что после выдвижения ряда аргументов автор готов сделать свой вывод, не торопитесь читать, постарайтесь сделать его сами. Выработайте привычку, читая, выделять
смысловые опорные пункты — неделимые, законченные «единицы смысла». При этом на полях можно отмечать: вот первая мысль, вторая, третья. Можно придумывать названия каждой мысли, привязывать к ним зрительные образы, связывать их между собой. Этих «единиц смысла» может оказаться совсем немного, но они помогут понять и запомнить главное. Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные
ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти.



2. Закон интереса

«Чтобы переварить знания, — писал А. Франс, — надо поглощать их с аппетитом». Почему интересное всегда легко запоминается? Потому, что мы не тратим на это специальных усилий, — включается так называемое непроизвольное запоминание. Если успешное запоминание во многом зависит от интереса к нему, то вполне естественно возникает вопрос: как же пробудить интерес к тому или иному предмету? Интерес — это не просто желание что-либо узнать, а серьезная
личная заинтересованность, которая возникает на основе глубоких внутренних потребностей. Основа формирования интереса —
цель. Когда мы видим, что материал может нам понадобиться в будущем, читать становится интересно. Мысль в тексте связывается с
конкретной практической необходимостью и, таким образом, без особых усилий запоминается. Поэтому, прежде чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко решить для себя,
зачем это нужно. По этому поводу английский философ Стюард сказал: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять».



3. Закон объема знаний

Чем больше знаний на определенную тему, тем лучше запоминать новое. Подобно тому, как сухая ткань не сразу впитывает влагу, наш мозг противится восприятию слишком большого количества новой информации. Память очень чувствительна к перегрузкам такого рода. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую когда-то читал, а читаешь как впервые. Значит в первый раз не доставало опыта и информации по новой теме, а теперь знания накопились. И вот в процессе чтения образуются
новые связи между накопленными знаниями и новыми — идет запоминание. Новый материал объединяется с тем, что мы уже знаем о предмете и что прямо или косвенно имеет к нему отношение. Такая работа по праву может быть названа
классификацией материала. Если память метафорически представить в виде кладовой, то классификация обозначает распределение нового материала на тех полочках, где уложено все, что имеет к нему отношение.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Возможные и вероятные варианты будущего

Способность к классификации материала, к систематизации знаний вырабатывается путем упорного труда. При первом знакомстве с материалом необходимо при соотнесении его с уже имеющимся в памяти опытом прежде всего отчетливо представить себе ту полочку, тот раздел знаний, к которому относится этот материал, далее поставить вопрос, к какому конкретному подразделу этого знания он имеет непосредственное отношение. Раз за разом, практикуя такой способ обработки материала, человек приобретает интеллектуальный навык, обеспечивающий ему наведение порядка в «кладовой его ума». Если знания систематизированы, если они пополняются постоянно, их сумма сама по себе обеспечивает улучшение работы памяти. Студенты медицинских вузов на первом курсе приходят в отчаяние от обилия незнакомого материала при изучении анатомии. Некоторые из них даже оставляют институт. Но проходит время, и миф о недоступности анатомии рассеивается. К этому времени создается некоторая основа анатомических знаний и память начинает работать лучше, полноценнее. Отчаяние сменяется уверенностью в успехе, и этот успех действительно приходит. Знания, которыми мы располагаем, можно сравнить с
магнитом: чем он больше, тем с большей силой притягивает к себе кусочки железа. Специалисты обычно не жалуются на плохую память в сфере своей науки. Именно поэтому профессиональная память — это всегда сильная память.



4. Закон готовности к запоминанию

Известно, что
готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. Без установки запоминание иногда может вовсе не происходить, а в случае неправильной установки мощность памяти значительно уменьшается. В понятие «установка» входит несколько элементов. Во-первых, установка — это самоприказ,
команда самому себе на запоминание. Причем, отдавая эту команду, надо четко представлять
цель работы. Установка ведь может быть и непроизвольной: во время поездки, например, мы читаем газету, а через некоторое время не можем вспомнить, что читали. Это сработала непроизвольная установка на времяпрепровождение. Нужно было как-то убить время, и мозг эту установку выполнил буквально. Однако если нас заинтересовала какая-то статья и мы решили ее с кем-то обсудить, ситуация резко меняется. Процессы, происходящие в коре головного мозга, тут же активизируются — происходит осмысление и запоминание информации. Лучшей установкой в этом смысле является
установка на контроль. Пообещайте себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, — результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать. То же самое относится к установке на время. Другими словами, приступая к чтению, поставьте перед собой конкретную задачу: «Этот материал надо запомнить на возможно длительный срок» или «Я должен(а) к ближайшему экзамену хорошо знать прочитанное». Установка на запоминание, как правило, значительно улучшает работу памяти.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Стратегии критического чтения



5. Закон одновременных впечатлений

Представления, возникающие одновременно, имеют свойство вызывать ассоциации. Из этого закона следует ряд практических рекомендаций. Если вам трудно вспомнить что-либо, нужно вызвать в памяти
максимум одновременных впечатлений. Представления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании
следующие, но не предыдущие. Поэтому легко, к примеру, произнести алфавит в привычном порядке и трудно наоборот. Нам иногда приходится заучивать какой-то материал наизусть. В этом случае возможны два способа заучивания: по частям и целиком. Способ заучивания целиком имеет свои недостатки, как и заучивание по частям — некоторые положительные особенности.

В любом материале встречаются места значительно более трудные, чем остальные. При заучивании
целиком приходится наряду с еще не запечатлевшимися фрагментами (более трудные места) повторять уже усвоенное. Это первый недостаток. Кроме этого: при заучивании целиком концентрация внимания к материалу далеко не равномерна. Концентрация внимания максимальна в начале и в конце материала, в середине же она уменьшается. Из-за этого середина текста иногда запоминается в последнюю очередь. Если материал не был заучен основательно, его середина легко исчезает из памяти. При заучивании по частям такого снижения напряженности внимания не бывает, так как в начале каждой отдельной части внимание направлено на нее с новой энергией и с наибольшей концентрацией.

Два этих недостатка способа заучивания целиком можно преодолеть с помощью так называемых
промежуточных способов. Один из них приемлем при заучивании любого материала. Он заключается в том, что
материал разбивается на части, фрагменты в соответствии с их сложностью. Фрагменты разделяются чертой или пустым промежутком. Материал заучивается так, что после каждого фрагмента следует сравнительно короткая пауза, после которой продолжается дальнейшее чтение подряд (от предыдущего фрагмента переход к следующему, а не возвращение к началу этого фрагмента). Промежуточные паузы обеспечивают возможность концентрировать внимание на каждом фрагменте.

Второй промежуточный способ заключается в
выделении тех мест, которые по своей трудности отличаются от других фрагментов. Эти особые фрагменты следует заучивать дополнительно.



6. Закон усиления первоначального впечатления

Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача — всеми средствами
усилить первоначальное впечатление от запоминаемого. Практически усилить первоначальное впечатление можно двумя способами: рационально и эмоционально.

При
рациональном усилении старайтесь направить информацию по нескольким каналам: записать то, что запомнилось, нарисовать, проговорить. Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации — действий, образов, рисунков. Кто из нас не возвращался домой с полдороги, терзаемый мыслью о невыключенном утюге? Кто из нас не искал часами очки, сунутые второпях в самое неожиданное место? Почему мы не запоминаем такие простейшие действия? Потому, что они сделаны автоматически. Между тем, достаточно усилить впечатление от такого действия, и оно запомнится. Достаточно сказать себе вслух: «Утюг (газ, свет) выключил, дверь закрыл. Очки положил на шкаф». Если это превратится в привычку, вы навсегда будете избавлены от мучительных поисков. При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Способы выработки взаимовыгодных решений



7. Закон торможения

Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Запомните 5 букв и сразу же воспроизведите их. Это будет нетрудно. Попробуйте после этого произвести несложную умственную работу, например перемножить два двузначных числа. Вспомнить после этого 5 букв будет несложно. А если, вспомнив их, вы постараетесь запомнить 5 других, то первые 5 наверняка запомнятся хуже. Отсюда следует лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация должна «отстояться».

Чем больше сходства у нового раздражителя с прежним, тем вероятнее, что возбуждение охватит те же нейроны. По этим нейронам уже кружились импульсы от первого раздражителя, проторяя себе тропинки в долговременную память. Но тут появились новые импульсы, которые возбудили те же нейроны, но закружились по другим маршрутам, соответствующим новому раздражителю.

Большое практическое значение имеет вопрос о
длительности интервала, выдерживание которого перед работой снижает торможение до «безопасного уровня». По-видимому, 10—15-минутный интервал, не заполненный никакой деятельностью, можно считать достаточным для профилактики торможения. 10-минутные перемены в школах и высших учебных заведениях были определены на основании большого опыта.

Торможение порождает еще один феномен, который называют в психологии
фактором края. Человеку предлагают длинный ряд слов, и оказывается, что
слова, которые находятся в начале и в конце ряда, запоминаются лучше, чем те, что в середине. Объясняют это явление так. Переход к следующему слову тормозит следы предыдущего, а стремление запомнить предшествующее мешает запоминанию последующего. В первом случае происходит так называемое ретроактивное торможение, а во втором — проактивное. При запоминании слов, стоящих с края, такого двойного торможения не происходит, а потому и запоминаются они лучше. Воздействие этого физиологического каприза испытал Остап Бендер, который продекламировал однажды стихотворение Фета так: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно каким-то светом по чему-то там затрепетало».

Каждый материал, который должен быть заучен, перечитывается или, как принято говорить в психологии, повторяется.


Полностью методики развития памяти и улучшения навыков запоминания вы можете изучить в дистанционном курсе «Развитие памяти», как составную часть индивидуальной программы обучения.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы