Стратегической целью любой организации является постоянное улучшение качества процессов для совершенствования деятельности и обеспечения выгоды. Существуют два основных подхода к оптимизации систем менеджмента качества. Первый из них — это проекты прорыва, которые ведут к внедрению новых или улучшению существующих процессов. Другой подход заключается в постоянном поэтапном улучшении, которое проводится в рамках существующих процессов. Последовательность действий сводится к следующим этапам.
Автор:
Анатолий Дмитpиевич Hикифopoв, доктор технических наук, профессор, академик РAПК, заведующий кафедрой технологий машиностроения и материаловедения ГОУ ВПО «Московский госудapственный университет инженерной экoлoгии».
Одним из основополагающих принципов построения системы менеджмента качества является принцип процессного подхода. В соответствии с ним производство продукции, услуг и управление предприятием рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как совокупность целенаправленных операций, преобразующих входы процесса в выходы и имеющих своих поставщиков и потребителей. Реализация этого принципа кардинально изменяет сложившийся подход к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.
Процессный подход предполагает:
- выявление и идентификацию существующих процессов;
- анализ, проектирование новых или перепроектирование(реформирование или реинжиниринг) существующих процессов;
- установление четкой ответственности за процессы (а не за функции и элементы);
- организацию ресурсного обеспечения процессов, определение внешних и внутренних поставщиков и потребителей;
- определение критериев эффективности выполнения процессов, построение системы измерения, мониторинга и анализа параметров процессов.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, а также в комбинации и взаимодействии процессов.
В процессном подходе контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно контролировать, то им можно и управлять.
Концептуальную основу стандартов ИСО 9000 составляет процессный подход с утверждениями:
- всякая работа выполняется с помощью процессов;
- каждая организация существует для того, чтобы выполнять работу, добавляющую стоимость;
- организация должна определить и установить свою сеть процессов и интерфейсов и управлять ею.
Последовательность построения и оптимизации систем менеджмента качества сводится к следующим этапам:
- разработка будущего менеджмента на базе процессного подхода;
- внедрение «процессного мышления» (информирование и обучение);
- анализ процессов, действующих на предприятии;
- разграничение процессов и определение «стыков»;
- классификация и группировка процессов;
- определение показателей и оценка процессов;
- структура документации на всю систему;
- оптимизация процессов.
Последний этап наиболее ответственный и связан с принятием окончательных решений. Непрерывное улучшение процессов на предприятии, равно как и вытекающее отсюда улучшение продукции, создает атмосферу доверия внутри предприятия, обеспечивает долговременный успех и поддерживает авторитет качества разработки систем.
Процесс постоянного улучшения
Стратегической целью организации является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам.
Процесс улучшения повторяется применительно к остающимся проблемам, а также к разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению процесса.
Для содействия вовлечению и осведомленности работников о деятельности по улучшению руководству следует рассматривать такие меры, как:
- формирование небольших групп с выбором лидеров самими группами;
- разрешение работникам управлять рабочим пространством и улучшать его;
- повышение знаний, накопление опыта и совершенствование навыков работников как части общей деятельности организации по менеджменту качества.
Имеются
два основных подхода к проведению постоянного улучшения процессов:
-
проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или к внедрению новых процессов; как правило, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятельности;
- деятельность по
поэтапному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.
Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:
- определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
- анализ существующего процесса и возможностей его изменения;
- определение и планирование улучшения процесса;
- внедрение улучшения;
- верификацию и валидацию улучшения процесса;
- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Проекты прорыва управляются результативным и эффективным способом, использующим методы менеджмента проекта. После внесения изменения новый план проекта служит основой постоянного менеджмента процесса.
Работники организации являются лучшими поставщиками идей по постоянному улучшению процессов и часто принимают участие в рабочих группах. Деятельностью по поэтапному постоянному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия. Вовлеченных работников организации необходимо наделить полномочиями, технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением.
Постоянное улучшение с помощью любого из двух указанных методов включает:
-
причину улучшения — проблему процесса следует определить, а область для улучшения выбрать, указав на причину работы над ней;
-
фактическую ситуацию — следует оценить результативность и эффективность существующего процесса, для чего необходимо собрать и проанализировать данные для выявления типов проблем, которые возникают чаще всего; выбрать конкретную проблему и поставить задачу по улучшению;
-
анализ — следует определить и проверить первопричину проблемы;
-
идентификацию возможных решений — исследовать альтернативные решения, для чего необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т. е. такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
-
оценку последствий — следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что решение сработало и задача по улучшению выполнена;
-
внедрение и стандартизацию нового решения — необходимо заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;
-
оценку результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению — результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть применение его решения еще где-нибудь в организации.
В курсе «Шесть сигма и TQM: концепции менеджмента качества» вы можете изучить концепцию всеобщего качества применительно для российских условий, а также научиться на примерах способам внедрения системы TQM в российских компаниях. При обучении по индивидуальной программе, в зависимости от ваших целей в обучении и предыдущего опыта, вы можете выбрать до 7 или 15 курсов смежных дисциплин из всего нашего каталога курсов.