На протяжении всей истории человеческие общества разрабатывали средства формирования сознания отдельного человека и контроля за его поведением с момента рождения до смерти. Пропаганда рождается там, где циркулируют потоки информации. Пропагандистские мифы создаются, прежде всего, средствами массовой информации. Процесс превращения информации в пропаганду складывается из следующих
компонентов.
Автор:
Вячеслав Александрович Соснин, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН.
На протяжении всей истории человеческие общества разрабатывали средства формирования сознания отдельного человека и контроля за его поведением с момента рождения до смерти.
Пропаганда рождается там, где циркулируют потоки информации. Она — необходимая часть общества, так как дает «образцы мышления» и мнений, без которых невозможен контроль за сознанием, выработка определенного мировоззрения. В узком значении пропаганда — это деятельность, направленная на распространение в массах идеологии и политики государства и определенных политических сил.
Пропагандистские мифы создаются, прежде всего, средствами массовой информации. Процесс превращения информации в пропаганду складывается из следующих составляющих.
Отбор информации, актуальность и новизна. Выбор информационных тем — уже акт влияния на аудиторию. Обратимся к суждению известного германского философа Карла Поппера: «Не существует информации, не несущей в себе какой-либо тенденции. Это видно уже по отбору материала, который кладется в основу предлагаемой людям информации. Причем уже заранее устанавливается, как осветить те или иные факты, решается, насколько они интересны и значимы. Потому различия между «воспитывать» и «информировать» нет и быть не может, даже если вы говорите: «Мы объективны, мы показываем только факты».
Разработка драматургии сюжета, который включает в себя интригующее начало, «завязку» драмы, основное противоречие и акценты, заключение. Все это несет смысловую нагрузку, влияющую на восприятие. На телевидении, в силу его технологических особенностей, зрительный ряд как ведущая информационная составляющая тоже становится мифом. Немецкие социологи опросили телеоператоров на предмет выяснения, какие средства визуального наблюдения они используют для достижения определенного эффекта, как они оценивают возможности воздействия съемочной техники на создание впечатления? 78% операторов считали «вполне возможным» и 22% «возможным», что «чисто оптическими средствами они могут добиться особо положительного или особо отрицательного впечатления о том или ином человеке».
Информационная насыщенность сюжета. Объем материала, многообразие источников, предыстория, исторические параллели, подробности биографии героев — все это в совокупности выделяет сюжет или тему, превращая ее в ударную в телепрограмме или в номере периодического издания, а значит — наиболее эффективную по влиянию на аудиторию.
Порядок подачи информации. Это первый шаг в создании пропагандистских мифов. Они начинаются с компоновки, подачи материалов на странице сайта, газетной полосе или в телевизионных информационных выпусках и продолжаются в журналистских, авторских и иных выступлениях. Причем эта подача на сайте, полосе или в телепрограммах может быть целенаправленной, акцентирующей, а может быть хаотичной, бессистемной, чтобы в этой бессистемности сознательно «утопить» действительно важное событие.
Дж. Мартин замечает: «С успехом работающий пропагандист сочетает благоприятную и неблагоприятную информацию, принижая последнюю и изображая ее не имеющей значения и в то же время раздувая первую». Л Г. Шиллер обращает внимание на другой метод подачи информации: «Возьмем, например, принцип составления обычной телевизионной или радиопрограммы, или компоновки первой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений». Речь идет о методе фрагментации, который делает для индивида безнадежным поиск смысла.
Интонация ведущего или журналиста. Личность ведущего и журналиста, их стиль, интонация формируют отношение к информационному сообщению, определяют его качество. Информационные сообщения представляют разновидность того или иного мифа — информационного, публицистического или художественно-публицистического. Любая информация в прессе, на телевидении — образец сконструированного мифа. Информация в прессе и на телевидении, существующая только благодаря методам преподнесения — это пропаганда. Новость, поданная соответствующим образом — это пропаганда.
Выступления журналистов и политиков в жанре шоу-публицистики являют собой развлекательно-популистский стиль. Вопрос или тема, лежащие в основе их выступлений, рассматриваются упрощенно: все противоречия отметаются, факты, ситуации и проблемы изображаются простыми и легкими для понимания. Язык шоу-публициста прост и раскован, одновременно ироничен, саркастичен, насмешлив и агрессивен по отношению к оппоненту, иной точке зрения или иной ситуации. Шоу-публицист рассказывает истории, с легкостью «лепит» образы, смешит, нанизывает аргументы из разных, часто нестыкуемых сфер жизни, разных исторических эпох, смело их препарирует, как фокусник жонглирует фактами и стереотипами, подгоняя под выбранную схему. Публика завороженно следит за таким представлением, в эти мгновения она легко внушаема.
Такая шоу-публицистика особенно эффективна в неосведомленной, неинформированной, в подверженной предрассудкам аудитории. Такая шоу-публицистика творит и укрепляет мифы с необыкновенной легкостью. На фоне подобной шоу-публицистики серьезная аналитическая публицистика и аналитический стиль требуют от публики напряжения мысли, на что способны немногие. Такая публицистика «скучна», нетелевизионна, неувлекательна.
Чтобы ложное сообщение было принято за истинное, надо сохранить веру адресата в правдивость сообщения. Как обман выдать за правду? Здесь главный прием обмана — это феномен полуправды. Иными словами, обманный, провокационный текст включает в себя крупицы правдивых фактов, а также домыслы, искажения, недоговоренную правду и прямую ложь. Создание правдоподобия зависит от формулировок, способов подачи материала, его интерпретации.
Д. Дубровский выделяет основные приемы правдоподобия:
-
сокрытие и скрупулезное дозирование «плохого» и постоянное прокламирование «хорошего»;
-
искусная подмена одного основания объяснения другим, с тонкими смысловыми деформациями;
-
уложение сути документа в традиционные для адресата рамки (нормативы, установки, символы веры и т. д.);
-
«приклеивание» к высшим ценностям (добро, благо народа).
Этими приемами достигается главный принцип — создание полуправды, которая выступает как необходимое средство дезинформации, официальной лжи, инспирации общественных настроений и векторов активности (т. е. организации общественного мнения, конструирования объектов общественной любви и ненависти, восхищения, презрения, осуждения и т. п.)
Дезинформация, по мнению французского исследователя П. Норда — «оружие интеллектуального действия, агрессия против человеческого разума». Посредством этого оружия людей можно дезориентировать, сделать беспомощными. Дезинформация — это сообщение, имеющее целью ввести людей в заблуждение, навязать им искаженное, превратное представление об идеях и о реальной действительности. Среди этих сообщений могут быть сенсации, лживая информация, информация-полуправда. Дезинформация работает на создание стереотипов мышления.
Слухи — это инструмент дезинформации, подсказывающий людям линию поведения. Слухи могут быть полностью лживыми или с элементами истины, они могут быть по своей направленности и организации подстрекательскими, пугающими, паническими или вселяющими надежду. Они могут рождаться на основе умалчиваемой информации: факт известен, но содержание и подробности события замалчиваются. Враг слухов — всесторонняя, достоверная и одновременно оперативная информация.
Изучите все манипулятивные и пропагандистские приемы, чтобы уметь их точно выявлять в любых ситуациях с выгодой для себя. В этом вам помогут такие курсы, как «Психология манипуляции и обмана», «PR фирмы», «Имиджеология», «Журналистика» и пр. Все эти дисциплины вы можете изучить при обучении по индивидуальной программе.