Процесс принятия решения является наиболее эффективным в том случае, если мысль имеет эмоциональное подкрепление. Творческий процесс невозможен без эмоциональной активации, а сами эмоции служат нахождению приблизительной области, в которой может оказаться решение задачи. Эмоциональное предвосхищение выступает как начальная стадия формирования будущей осознанной цели. Эмоции способны стимулировать творческий процесс. Вопреки расхожим убеждениям, эмоция может порождать новые идеи. Она интеллектуальна.
Автор:
Иpинa Никoлaевна Aндpeeва, кандидат психологических наук, дoцeнт кaфeдры технологии и методики преподавания Пoлoцкого государственного университета.
Творческий процесс невозможен без эмоциональной активации. Представители школы О. К. Тихомирова указали на существование двух феноменов, связанных с взаимодействием эмоциональных и интеллектуальных процессов, таких как «эмоциональное обнаружение решения» и «эмоциональное обнаружение проблемы». В структуре творческой деятельности эмоции могут выполнять регулирующие и эвристические функции. Эмпирические результаты позволили О. К. Тихомирову выдвинуть предположение, что эмоциональное предвосхищение выступает как начальная стадия формирования будущей осознанной цели. С его помощью выделяется определенная область поиска, в которой далее происходит логический анализ. Это означает, что эмоции служат нахождению приблизительной области, в которой может оказаться решение задачи. Иными словами, «сканируется» общее пространство возможных решений задачи для того, чтобы найти в нем «перспективные» области. По словам П. А. Анохина, эмоциональные переживания являются своеобразным «пеленгом, который или прекращает поиски, или вновь и вновь организует их».
Люди, считающие себя удачливыми, часто на самом деле достигают успеха. Это походит на самоисполняющееся пророчество. В исследовании Р. Уайзмена участников просили просматривать газету и считать количество фотографий. Удачливым людям хватало для этого нескольких секунд, в то время как считавших себя неудачниками требовалось около двух минут, потому что они не замечали объявления, которое занимало полстраницы: «Кончай считать — в газете 43 фотографии!» Уайзмен пробовал изменять тексты. Так, в одной из газет было написано: «Перестань считать: скажи экспериментатору, что ты увидел это объявление и получи сразу 250 долларов!» И снова надпись замечали именно «везунчики».
Удачливые люди лучше видят потенциальные возможности, принимают решения, прислушиваясь к своей интуиции, а если что-то идет не так, они рассматривают это как исключение.
Успехи и неудачи во многом зависят от настроя, то есть от нашего отношения к поставленной цели. Как создать необходимый настрой?
Немецкие ученые X. Вайсбах и У. Дакс предлагают технику, которую они назвали
«тройным прыжком к поиску стимула». Она включает три стадии:
Стадия 1. Фактическое состояние. Составьте баланс текущего состояния.
- Как я себя чувствую в настоящий момент? Каковы причины моих чувств?
- В чем заключается задача? Что я должен(а) делать?
- Сколько времени и сил есть в моем распоряжении?
Стадия 2. Желательное состояние. Представьте себе идеальный результат.
- Сформулируйте максимально энергично, чего бы вы хотели!
- Представьте наглядно или опишите словесно вашу мечту.
- Представьте, что ваша цель уже достигнута. Какие чувства вы переживаете сейчас?
Стадия 3. Требуемое состояние. Определите поставленную цель.
- Как должен выглядеть реалистичный результат?
- Как можно получить больше удовольствия при решении этой задачи?
- По каким признакам я узнаю, что моя цель будет достигнута?
- Какие действия я могу предпринять, чтобы создать себе настроение, облегчающее мою деятельность?
Роль эмоций в процессе постановки задачи отражают результаты следующего эксперимента. Испытуемым предлагались художественные тексты, включающие нелепые утверждения (например, описывалось путешествие по реке, которая поднималась в гору). Требовалось прочесть текст и выполнить различные задания, не связанные с поиском противоречий (найти ошибки, запомнить текст как можно лучше). В опыте регистрировались психофизиологические показатели в момент первоначального чтения и последующего пересказа текста. У части испытуемых, которые сознательно не ставили задачу выявить противоречия и сформулировать их словесно, отмечалось изменение сопротивления кожи в тот момент, когда они читали спорный фрагмент текста. У другой части испытуемых не наблюдалось ни словесного выражения противоречий, ни обнаружения их на эмоциональном уровне. Когда перед испытуемыми
специально поставили задачу найти противоречия в тексте, то частота их обнаружения была выше у тех из них, которые ранее демонстрировали непосредственные эмоциональные реакции на противоречивые места. Таким образом, было обнаружено, что
эмоциональная реакция на противоречие подготавливает появление новых мыслительных процессов, ведущих к его выявлению.
Эмоции способны стимулировать творческий процесс. По мнению Шадрикова, именно эмоция «находится у истоков великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю — к упорству». Как отмечает А. Бергсон, «существуют эмоции, порождающие мысль; и изобретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств… Эмоция — это потрясение души». В этом случае эмоция по отношению к последующим состояниям выступает не как следствие, а как причина. «Эта эмоция может порождать новые идеи. Она интеллектуальна».
Своеобразная
самонастройка интенсивности эмоций является стимулом к началу мыслительной деятельности. Подобный акт саморегуляции, по нашему мнению, может быть как непроизвольным («вдруг снизошло вдохновение»), так и произвольным. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определенное эмоциональное состояние. Так, известно, что писатель Владимир Короткевич, приступая к работе, всегда надевал традиционную расшитую белорусскую рубаху. Виктор Гюго брал в руки воронье перо (гусиными ему творить не удавалось) и всегда садился за один и тот же маленький столик (за которым он написал свое первое удачное произведение).
При всей сложности процессов принятия решений лишь незначительная их часть остается сознательной. Ярким примером этого служит обнаруженный Канеманом и Тверски эффект эмоционального обрамления (фрейминга) процессов принятия решений
(framing effect). Незначительная переформулировка задачи, меняющая эмоциональный контекст условий, способствует тому, что при сохранении формальной структуры задача начинает решаться иначе.
Сила влияния эмоций на мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей. Например, установлено, что люди с крайними показателями уверенности в себе (очень уверенные или очень неуверенные) менее подвержены влиянию эмоций в процессе принятия решений. Те и другие
принимают решение о том, что будут делать, еще до начала самого процесса, тем самым ограничивая возможность открытой обработки информации и случайного вливания аффекта. Лица с низкими баллами по показателю «открытость чувству» также имеют меньшую вероятность оказаться под влиянием аффекта в процессе реагирования на социальную информацию, нежели люди с высокими баллами.
Описывая механизм эмоциональной самомотивации, исследователь Шадриков достаточно подробно останавливается на взаимосвязи эмоций и мотивации. Известно, что стимулирование всей психической деятельности обеспечивается так называемой
«ретикулярной формацией», которая находится под воздействием эмоций. По мнению ученого, в целом имеет место такая системная картина: мотивация побуждает к деятельности; стрессоры, связанные с достижением цели деятельности, порождают определенные эмоции; эмоции воздействуют на ретикулярную формацию, которая обеспечивает активацию структур головного мозга, в том числе выполняющих когнитивные процессы. Этим подтверждается роль эмоций в качестве если не первичного, то, по крайней мере, вторичного мотивирующего фактора.
Особенно ярко мотивирующее действие эмоций проявляется в социальных ситуациях нравственного выбора. Действие ума, особенно в социальном поведении, мотивируется и контролируется моралью. Мораль и совесть, в свою очередь, взаимосвязаны с эмоциями. В этом случае эмоции по отношению к умственным действиям выступают не как следствие, а как причина: эмоции могут порождать новые идеи.
Таким образом, согласно данным эмпирических исследований и клинических экспериментов,
процесс принятия решения является наиболее эффективным в том случае, если мысль имеет эмоциональное подкрепление.
Алгоритм конструирования положительных эмоций
- Вспомните эмоциональное переживание в прошлом, которое до сих пор вызывает чувство неудовлетворенности. Что являлось причиной? Какие-либо ваши действия, чувства? Задайте себе вопросы: «Что это было?», «Что я хотел(а)?»
- Подумайте о том, как вам хотелось бы себя вести. Найдите приемлемый вариант. Поведение должно вас устраивать, а также приниматься другими действующими лицами, если таковые имеются.
- Попробуйте представить, угадать, придумать, вспомнить из своего опыта эмоцию, необходимую для нового, устраивающего вас поведения. Какая эмоция будет лучшим образом сопровождать новое поведение? Представьте себе это состояние, соединив поведение с эмоцией.
- Определив эмоциональное состояние, которое может быть полезным в контексте нового поведения, представьте подобную ситуацию в будущем. Представляя выбранную эмоцию, подумайте, как она будет влиять на переживания и поведение, устроит ли вас такое состояние. Помните также, что необходимо представить реакции других людей на ваше новое поведение и эмоциональное состояние. Если вас что-то не устроит, вернитесь к третьему этапу и найдите другую, более подходящую эмоцию.
- Если найденная эмоция помогла вам достичь желаемых результатов в определенном контексте, то потренируйтесь вызвать ее несколько раз, чтобы быть уверенным в возможности доступа к желаемому состоянию.
Практические, системные знания полезнее смутной интуиции и бессистемного опыта. С помощью опытного куратора, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из любых дисциплин нашего каталога и получить именно те знания и навыки, которые вам пригодятся на практике уже сейчас. Вы можете учиться в удобном для себя месте и темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.