Рациональные и иррациональные суждения

Рациональная жизнь включает в себя такие мышление, чувства и поведение, которые способствуют достижению выбранных целей. В свою очередь, нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, препятствующие достижению поставленных целей. Рациональная жизнь предполагает поддержание разумного баланса. Иррациональные убеждения ведут к возникновению проблем. Что же делать с иррациональными суждениями? Их следует заменять рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию.

Автор:

Александр Николаевич Tapacoв, доктор психологических наук, заместитель заведующего кафедрой социологии и психологии управления Государственного университета управления.

 

Американский психотерапевт Альберт Эллис разработал концепцию рационально-эмотивной терапии (РЭТ), целью которой является изменение внутренних убеждений, становящихся причиной возникновения эмоциональных проблем. Суть ее состоит в следующем.

Фактически все люди имеют

три фундаментальные цели: выжить, быть относительно свободными от боли и быть в разумных пределах удовлетворенными или довольными. Кроме того, они руководствуются первичными целями — хотят быть счастливыми:

  • сами по себе;
  • в общении с другими людьми;
  • интимно, с некоторыми избранными другими людьми;
  • в сфере информации и образования;
  • профессионально и экономически;
  • в сфере отдыха и развлечений.

Рациональная жизнь включает в себя такие мышление, чувства и поведение, которые способствуют достижению выбранных целей. В свою очередь, нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, препятствующие достижению поставленных целей. Рациональная жизнь предполагает поддержание разумного баланса между удовольствиями «здесь и теперь» и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем.

Иррациональные убеждения ведут к возникновению эмоциональных проблем. Наиболее важные из них — это убеждения в том, что человеку необходимы одобрение и любовь со стороны

всех, с кем ему так или иначе приходится считаться, и убеждение в том, что человек, состоявшийся как личность, должен всегда вести себя

адекватно, быть со всеми компетентным, а также быть способным всегда добиваться решения любых стоящих перед ним задач.

Эти убеждения действуют на личность разрушительно, поскольку ведут к эмоциональным расстройствам всякий раз, когда их обладателю отказывают в одобрении и любви или когда он терпит неудачу в каком-либо начинании. Но ведь такие случаи абсолютно неизбежны и совершенно обычны, поэтому приверженность иррациональной системе убеждений — это гарантия бесконечных разочарований.

Определить рациональное и иррациональное суждение можно по нескольким признакам.

Признаки рационального суждения:

  • Истинность и подтверждение опытом. Например: Все предметы, ничем не поддерживаемые, падают вниз.

  • Относительность. Например: Оценку четыре по пятибалльной шкале на экзамене кто-то посчитает отличной, а кто-то удовлетворительной. Хотя сама четверка — только цифра, и лишь наши суждения по ее поводу ведут к тому, что мы или печалимся, или радуемся.

  • Умеренность, то есть суждение не вызывает сильных эмоций.

  • Эффективность (помогает достичь цели).

Признаки иррационального суждения:

  • Неистинность. Например: «Я не переживу, если не сдам экзамен».

  • Категоричность. Например: «Я должен…», «Мне должны…», «Мир должен…».

  • Связь с сильными эмоциональными проявлениями: бурные слезы или смех, яростный гнев и т. п.

  • Неэффективность (не помогает достичь цели).

Иначе говоря, иррациональные суждения:

  1. Развиваются до катастрофических размеров, например: «Я не переживу…»
  2. Включают элемент долженствования: «Я должен», «Я обязан», «Мне должны».
  3. Включают элемент оценки: хорошо — плохо; правильно — неправильно.

А. Эллис представил связь между нашим мышлением, эмоциями и поведением следующим образом:

  • Во-первых, мышление и эмоции связаны.
  • Во-вторых, они связаны так тесно, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствие», так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.
  • В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, проговариваемых людьми про себя, которые, в свою очередь, являются или становятся их мыслями и эмоциями.

Кроме того,

мышление и эмоции связаны с поведением. Схема этой взаимосвязи выглядит следующим образом:

А — С — П,

где А — активирующее событие, то есть информация, полученная из внешнего мира; С — суждение, то есть интерпретация полученной информации и ее оценка; П — последствия, то есть реакция на «А», выраженная через эмоции и поведение.

Важно отметить, что информация, полученная из внешнего мира, сама по себе не определяет нашу реакцию, выраженную через эмоции и поведение. На чувства и поведение влияет

исключительно наше суждение по поводу этой информации.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.

Человек сталкивается с таким активирующим событием «А», как потеря одобрения своих действий. Если по этому поводу у него имеется следующее убеждение «С»: «Я предпочитаю, чтобы меня одобряли, но это не обязательно», то он воспринимает данное событие как несерьезную обиду. Однако, имея убеждение: «Меня должны одобрять, в противном случае я ничего не стою», он будет воспринимать произошедшее событие «А» как безжалостное преднамеренное оскорбление. В таком случае его поведение «П» может быть следующим: человек почувствует себя угнетенным и, вполне возможно, начнет избегать тех, кто не одобряет его действий.

Суждения, которые способствуют проявлению неадекватного поведения, или неконструктивных эмоций, связаны с такими критериями оценки событий, как «это плохо»; «я должен, обязан», «мне должны, обязаны»; «это ужасно, я ничего не стою»; «я глупый» и т. п. Часто такие суждения способствуют нарушению душевного равновесия, которое является результатом следования установке «Я должен преуспеть и добиться одобрения всеми моих действий». Обычно люди, имея такую установку, думают о себе как о неполноценных и недостойных личностях и ощущают себя таковыми тогда, когда они действуют не так хорошо, как, по их мнению, они должны были действовать.

А. Эллис расценивает это качество как чрезмерную претензионность, стремление быть богоподобными, поскольку люди, предъявляющие к себе повышенные требования, желают быть особенными, совершенными, выдающимися — в общем, сверхлюдьми. Затем они двигаются дальше к иррациональным убеждениям (одному или сразу двум): «Другие должны быть со мной внимательны и любезны», «Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактически все, что хочу, причем быстро и легко». Нагнетание страха и «болезнь», которую можно назвать «Я не могу этого выдержать», являются производными таких установок. В основном при нарушении душевного равновесия люди настаивают таким образом: «Моя жизнь должна быть легкой, я должен быть совершенным человеком, условия жизни должны быть всегда благоприятными для меня, а люди всегда должны соответствовать моим взглядам и угождать мне, мне, мне, мне!»

Что же делать с иррациональными суждениями? Их следует заменять рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию. В таком случае формула принимает несколько иной вид:

А — С — П — Д — Э,

где Д — дискуссия, спор, ведущие к замене иррационального суждения на рациональное, истинное; Э — эффективная философия жизни.

Рассмотрим распространенные иррациональные суждения.

  1. Меня должны любить и поддерживать те, кто мне небезразличен, а если нет — то это ужасно. (Ошибочность этого утверждения мы подробно обсудили выше.)

  2. Когда люди поступают нечестно и плохо, они — омерзительные личности. (Здесь мы переносим оценку поступка на личность, в результате портим отношения с людьми, вместо того чтобы обсуждать возникшую проблему, говорить конкретно о ней, а не о качествах личности человека.)

  3. Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел(а) бы. (Речь идет о непринятии человеком произошедшей с ним жизненной ситуации, о желании сразу получать удовольствие, о непереносимости отсрочки достижения желаемого результата.)

  4. Мне следует быть осторожным и избегать в отношениях неопределенных ситуаций. (В основе суждения — страх познания нового, личных изменений и связанного с этим дискомфорта.)

  5. Я ничего не стою, если не добиваюсь успехов всегда, когда мне этого хочется, или не всегда компетентен(а). (В основе лежат убеждения: «Я должен быть совершенным», «Я должен полностью контролировать ситуацию», что, конечно же, невозможно и ведет к повышению тревожности, возникновению у человека невроза.)

  6. Мир должен быть честным и справедливым. (Претензии к миру обычно сопровождаются обидой или агрессией, которые разрушительно действуют на самого человека. Необходимо научиться принимать создавшиеся ситуации как потенциальные уроки и делать выводы, изменяясь внутренне.)

  7. У меня не должно быть дискомфорта и боли. (Это суждение уже анализировалось нами.)

  8. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы на него положиться. (В основе лежит нежелание брать ответственность за свою жизнь на себя, несамостоятельность.)

  9. Прошлое — причина моих сегодняшних проблем. (Раз проблема есть сегодня, значит, и причину нужно искать в настоящем и находить способы и возможность ее решить).

Таким образом, ситуация, в которой мы находимся, оценивается исключительно нами. Наличие у человека проблемы означает, что его взгляд на жизнь нерационален и ему необходимо обнаружить свое иррациональное суждение и переработать в рациональное, то есть найти альтернативу и принять новую жизненную философию. Причем смена одного суждения на другое предполагает глубокое изучение проблемы, ее понимание, способность в ней разобраться, а не сводится к ее игнорированию, выбрасыванию из головы.

Как показывает

А. М. Прихожан (2001), люди, имеющие негативное отношение к жизни, ведущее их к неуверенности в себе, часто придерживаются следующих взглядов:

  1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).
  2. Если на тебя неожиданно свалится успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро все кончится.
  3. Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.
  4. Выбери одно из двух — или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное — не обращай внимания на то, что в действительности происходит.
  5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.
  6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.
  7. Побольше занимайся самооправданиями. Помни: поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, — одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?» и никогда — «Что делать?».
  8. Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.
  9. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю твою дальнейшую жизнь.
  10. Избегай любви к себе.

Отмечено, что позитивный и негативный настрой мыслей, позитивное и негативное отношение к жизни действует как своего рода магнит, притягивая к их хозяину положительные или отрицательные события.

Домашнее задание

  1. В течение следующей недели рассматривайте все, что с вами происходит, так, как если бы все события требовали от вас

    выбора или сознательного решения о наиболее удачной стратегии поведения. Так, прежде, чем что-либо сделать, спросите себя: «Действительно ли я хочу сделать это сейчас или я желаю сделать что-то другое?» Только ответив на этот вопрос, принимайте решение. Таким образом вы сэкономите время и совершите более необходимые для себя действия. Вечером перед сном проанализируйте эффективность такой стратегии, опираясь на свои впечатления.

  2. Как можно дольше

    живите с положительным отношением к жизни, то есть с чувствами уверенности, активности, оптимизма. Помочь вам в этом могут самые разные упражнения. Например, можно посмотреть в зеркало, подмигнуть себе и либо улыбнуться и произнести утверждение, которое вызовет у вас чувство уверенности, например: «Я могу!», «Я способен(а) добиться того, чего хочу!», «Я победитель!», «Моя жизнь принадлежит мне!», «Мне нравится мир и люди вокруг!» — любую формулу, которую вы найдете для себя сами и которая в наибольшей степени поможет вам сохранить веру в себя.

  3. Действуйте, сохраняя на губах улыбку, а внутри —

    ощущение собственной силы и возможностей. Для этого используйте следующий прием: вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно, и почувствуйте энергию этого состояния в теле. Сохраняйте ощущение уверенности как можно дольше. Пусть это поначалу будет лишь краткими эпизодами в течение дня, главное, чтобы вы поняли и почувствовали это состояние.

Всякий человек может и должен жить с ощущением уверенности в своих силах, которая рождает доброжелательное и открытое отношение к окружающему миру.

Научитесь рациональному и выгодному для себя поведению не только в конфликтах, но и в повседневных рабочих ситуациях. При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить индивидуальный учебный план из десятков учебных курсов нашего каталога, изучив сотни практических навыков в удобном для себя темпе, времени и месте.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы