Автор:
Mapина Дмитpиeвна Аpxaнгельская, практикующий бизнес-тpeнер и бизнес-конcультaнт в области этики дeлoвых отношений.
Возможности понимания людьми друг друга бывают сильно ограничены. Это происходит в силу того, что, во-первых, все люди разные и каждый уникален. Одно и то же явление два человека могут понимать каждый по-своему. Во-вторых, в данный момент времени человек может находиться в состоянии внутренних переживаний или просто задумчивости.
Как часто мы замечаем, что, пытаясь объяснить собеседнику что-то, говорим с ним об одном и том же «на разных языках», а в результате наши мнения полностью совпадают. Или, обнаруживая недопонимание, мы удивляемся: «Странно, я слушал Александра Ивановича двадцать минут, но так и не понял, что он мне хотел сказать и что я теперь должен делать?»
Поэтому следует помнить о двух истинах, выходящих на передний план при любой попытке одного человека сообщить что-либо другому:
- то, что сказано, не равнозначно тому, что услышано;
- то, что люди слышат, гораздо важнее того, что мы сказали.
Почему это происходит? Во время общения важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы это говорим, а также то, как мы при этом выглядим.
Существуют три аспекта восприятия:
- что мы говорим;
- как мы говорим;
- как мы выглядим.
Особо важные зоны в вашем облике
Особое внимание при формировании и создании первого впечатления люди уделяют трем зонам. Эти зоны являются ключевыми точками построения вашего имиджа и местами повышенного внимания окружающих.
Верхняя зона — ваша прическа. Волосы всегда должны быть чистыми и причесанными. Самое главное — имеющая четкие очертания, ухоженная прическа.
Для мужчин длина волос — 3-7 см. Усы не должны закрывать верхнюю губу. Борода не рекомендуется, но допускается определенная форма. Крашеные волосы непозволительны. Для бизнес-леди длина прически с распущенными волосами может быть максимум до плеч. Волосы длиннее убираются назад или вверх. Никаких длинных локонов, ниспадающих с плеч. Цвет — приближенный к естественному, одного тона, возможны мягкие оттенки и переходы. Настоятельно рекомендуется закрашивание седых волос. При этом следует учитывать, что прическа деловой и элегантной женщины не слишком эксцентрична и почти не меняется со временем. В молодости прически могут быть достаточно разнообразны: и хвостики, и распущенные прямые волосы, и взбитые пучки, а после сорока лет лучше перейти на простые прически — короткие (каре) стрижки или длинные волосы, заколотые в овальный пучок.
Центральная зона — основание шеи, где мужчинам рекомендовано носить соответствующий галстук, а женщинам — украшения или аксессуары.
Длина галстука — либо до середины, либо до нижней линии пряжки, на цвет с каждым годом все меньше ограничений. Тем не менее очень яркие тона исключаются. Черные, лиловые, яично-желтые, оранжевые, нахально-алые — не для серьезного бизнеса. Характер рисунка также важен — для деловых людей не рекомендуются «тропические» панорамы и расцветки, газетная либо астрологическая символика. У бизнес-леди, конечно, должны быть украшения, но в небольшом количестве и обязательно выполненные из одного материала (золотые и серебряные украшения вместе не надевают, кроме изделий, выполненных намеренно из 2-3 металлов). Достаточно дорогие, но «отпускные» украшения, например из редких ракушек или цветного перламутра, даже в летнее время на работу носить не стоит. В течение дня можно носить по кольцу на пальцах обеих рук, часы на запястье, подходящее серебряное или золотое украшение на шее (или сочетающиеся бусы), а если платье простое — приколите брошь. Если на вас брошь, кольцо, часы и ожерелье — то сережки будут лишними.
Брошь, ожерелье, серьги и браслеты надеваются вместе только с вечерним и очень официальным платьем, не имеющим вышивки или других украшающих элементов.
Нижняя зона — ваша обувь, ее состояние и ухоженность.
Классические деловые ботинки для мужчины, как правило, черные, со шнурками, на тонкой подошве и… начищенные до блеска. Если вас притягивает коричневая обувь, то выбирайте благородный цвет горького шоколада, который наиболее выигрышно смотрится с бежевыми или светло-серыми костюмами (а значит, только летом) и никогда — с черными.
Классические деловые туфли для женщины — темные (черные, синие, серые, коричневые, бордовые), однотонные, закрытые, высота каблука 5-6 см. Фирменные туфли-лодочки из тонкой кожи выглядят шикарно в любое время суток. Ваша сумка должна сочетаться или соответствовать цвету костюма или иметь два цвета — костюма и обуви. Бежевые туфли в цвет колгот всегда будут идеальным решением для светлого платья, а белая обувь является ритуальной или надевается с отпускными нарядами. Туфли ярких цветов сочетаются лишь с вечерними нарядами. Балетки подходят только к одежде из хлопка или брюкам. Двуцветная обувь может быть изящной, если два цвета темные — коричневый и черный, серый и черный, красный и черный и т. п. Бело-черные туфли хотя и периодически популярны, подходят больше для игры в гольф.
Основные отличия гражданского и бизнес-этикета
В деловых ситуациях требования гражданского и бизнес-этикета находятся в некоторых противоречиях.
Чтобы не произошла путаница, всегда держите в уме, что деловой этикет покоится на двух китах —
ранжировании и экономии времени. Соответственно, все привилегии, которыми в гражданском этикете должны теоретически пользоваться женщины, в деловом этикете практически переносятся на начальников, а клиенты ценятся наравне с любимыми. Давайте подробнее посмотрим на деловые ситуации.
Кто первым подает руку. В гражданском этикете все основано на том, что женщина «царит», мужчина «рыцарствует», и это прекрасно, а в бизнесе первым протягивает руку для рукопожатия тот, у кого выше должностной статус, либо тот, кто встречает гостей («хозяин» территории).
В деловом этикете правила рукопожатия практически не зависят от вашего пола. Забудьте на работе, что в гражданском этикете всегда первой подает руку женщина либо человек старшего возраста. Абсолютно всегда в ситуациях делового взаимодействия вставайте для рукопожатия. Здоровайтесь за руку с заказчиками и клиентами, даже если вы встречаете их не на работе.
Объятия и поцелуи — это не из бизнес-этикета.
Конечно, если ваша коллега занимает равную вам должность, то первой руку подает она, то есть при прочих равных условиях работает правило гражданского этикета. А также если коллега значительно старше — приоритет за ним.
Рекомендация подавать руку первым на своей территории не распространяется на сотрудников, чьей обязанностью является только встретить и проводить клиента или гостя.
Правило сопровождения. В гражданском этикете при сопровождении женщину рекомендуется пропускать вперед, за исключением некоторых ситуаций, которые обязательно для себя проясните. В деловом этикете — впереди идете вы, если встречаете клиента (гость впереди только при условии, что знает вашу рабочую территорию). Если вы идете вместе со своим начальником, то впереди, естественно, он/она.
Правило дверей. Во-первых, выходящие всегда имеют преимущества перед входящими. Во-вторых, в деловом этикете первым в дверь входит тот, кто оказался к ней ближе (экономия времени), либо вы можете пропустить начальника (ранжирование). Если вы идете группой, то будет в высшей степени культурно, оказавшись первым у дверей, пропустить всех.
Правило лифта. Лифт в офисе рассматривается не как помещение с дверями, а как транспортное средство. Отсюда — кто находится ближе и справа, тот и входит первым. Пропускать кого-либо вперед в пустой лифт означает подвергать их опасности. Если вы заходите в заполненный лифт, то здоровайтесь с находящимися внутри.
Стойте, по возможности, лицом или вполоборота к окружающим, при этом не принято окружающих разглядывать. Первыми из лифта выходят те, кто находится ближе всего к правой части двери.
Деловой автомобиль. В деловом автомобиле самое почетное место — заднее справа, конечно, при условии, что за рулем — водитель. Если же за рулем начальник, то самое почетное место — переднее справа, то есть рядом с ним.
Деловое совещание. Самое почетное место за столом в бизнесе — справа от руководителя, в отличие от гражданского этикета, где самое почетное место рядом с хозяином или же почетный гость может занимать самое лучшее место. В бизнесе садиться лучше после того, как руководство заняло свои места. Если вы опоздали — не принято стучать, здороваться и объяснять причину. Тихо зайдите, извинитесь и быстро займите место.
Немного акцента на деловую даму. Чтобы вас приняли равной в кругу мужчин-руководителей, помните про психологические аспекты вашего поведения:
- Пытайтесь при знакомстве использовать рукопожатие.
- Держите личное пространство.
- Возвращайте прикосновения (но никогда не инициируйте!).
- Используйте деловые интонации.
- Одевайтесь по-деловому.
Деловой чай, кофе. Как бы вы ни были озабочены решением деловых проблем, все-таки пейте чай или кофе в среднем темпе, не кладите деловые бумаги на стол, но при этом не обращайте внимания, если кто-то уронил ложку на пол или чихнул. Не принято акцентировать внимание на огрехах в движениях или легких недомоганиях.
Для развития и совершенствования своих навыков понимания и влияния на окружающих, вы можете включить в свой учебный план любые их десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога, при обучении по индивидуальной программе. Вы также можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность, и приступить к обучению уже в день подачи заявки.