Влияние размера предприятия на его эффективность и издержки

Как изменяются экономические показатели предприятия и его эффективность в зависимости от изменения его размера? Попытаемся найти взвешенный ответ на вопрос об экономических преимуществах и недостатках, крупных и малых предприятий. Можно выделить три типичные фазы изменения показателей эффективности. Правильное понимание характера этих фаз и определение их границ дает ключ к выбору оптимальных размеров предприятия и объясняет существование крупных, средних и малых предприятий.

Автор:

Александр Bacильeвич Зыpянoв, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерции, логистики и маркетинга Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ).

 

Цель данной публикации — исследовать, как изменяются экономические показатели предприятия и его эффективность в зависимости от изменения его размера, а также изучить характер действия двух законов: концентрации и убывающей отдачи.

В советский период функционирования отечественной экономики считалось, что экономически целесообразно развивать крупные предприятия, концентрация производства являлась ключевым направлением экономической политики государства. В настоящее время осуществляется широкая кампания по развитию малых предприятий. Мы попытаемся найти взвешенный ответ на вопрос об

экономических преимуществах и недостатках, крупных и малых предприятий.

Эффективность деятельности предприятия любой отрасли изменяется в зависимости от его

размеров. Графически это может в общем виде выражаться следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Изменение эффективности предприятия в зависимости от его размера (I-III — различные фазы деятельности предприятия)

Данную зависимость можно записать так:

Э = ƒ(Q),

где Э — эффективность; Q — объем производства (размер предприятия).

Можно выделить

три типичные фазы изменения показателей эффективности:

  1. повышение;
  2. стабилизация (равновесие);
  3. понижение.

Правильное понимание характера этих фаз и определение их границ дает ключ к выбору оптимальных размеров предприятия и объясняет существование крупных, средних и малых предприятий. Наличие предприятий разного размера — экономическая закономерность.

При этом следует оговориться, что могут быть рассмотрены в качестве возможных

два крайних случая относительного размера предприятия:

  1. небольшое (или сравнительно небольшое) предприятие;
  2. крупнейшее предприятие гипотетически неограниченных размеров.

Рассмотрим первый случай. Пусть имеется некоторое небольшое предприятие по производству изделий из дерева. По существу, это микрологистическая система с присущим ей движением материальных потоков.

На нем имеется 12 единиц технологического оборудования (и соответственно 12 рабочих мест). Сборочный участок включает два рабочих места. Кроме того, есть два склада (и еще два рабочих места). А для выполнения вспомогательных работ предусмотрено еще одно рабочее место.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психологическая упаковка услуги

Таким образом, общее количество рабочих мест на мебельном предприятии составляет 17. Как будет изменяться индивидуальная производительность труда рабочих в зависимости от увеличения их числа, например от одного до 20? И каковы причины изменения производительности труда?

Условимся для простоты, что на предприятии установлен односменный режим работы. Очевидно, правомерна будет характеристика, отраженная на рис. 2.

Рисунок 2. Характер изменения производительности труда на мебельном предприятии с увеличением численности рабочих

Число одновременно занятых на данном предприятии рабочих может быть разным. При этом индивидуальная производительность каждого рабочего будет возрастать по мере увеличения числа рабочих. Если бы этого не происходило, то индивидуальная производительность каждого рабочего была бы равновеликой и характеризовалась прямой, параллельной оси абсцисс. Однако мы видим, что индивидуальная производительность с увеличением числа рабочих растет: пять человек работают эффективнее, чем один, а десять — еще более эффективно, чем пятеро. Общая же характеристика изменения производительности имеет вид кривой с точкой экстремума при численности рабочих, равной 17 человек.

Причин тому несколько, но главных — две:

  1. эффект кооперации;
  2. эффект специализации.

Эффект кооперации очень хорошо описан К. Марксом: «…уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц, так что 12 человек в течение одного совместного рабочего дня в 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем 12 изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или один рабочий в течение следующих подряд двенадцати дней труда. Причина этого заключается в том, что человек по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное».

Эффект специализации еще более очевиден. Индивидуальная производительность также возрастает, если на каждом станке будет занят специализированный рабочий, а тем более если такие рабочие будут выполнять вспомогательные и обслуживающие операции (складирование, погрузочно-разгрузочные и перевозочные работы). Таким образом, увеличение числа рабочих до определенного предела позволит увеличить отдачу за счет преимуществ частного разделения труда, сокращения потерь времени на переход от одного станка к другому (от одной операции к другой). Вместе с тем, если штат предприятия укомплектован полностью, привлечение дополнительных работников не повысит отдачу предприятия. На рис. 2 видно, что до тех пор, пока число рабочих возрастает до 17 человек, производительность растет ускоренными темпами. Затем, когда все рабочие места укомплектованы полностью, появление дополнительных рабочих ведет к снижению производительности. Поэтому до тех пор, пока число рабочих возрастает до 17 человек, производительность растет ускоренными темпами, а затем падает.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Благозвучие рекламного текста и фонетические средства рекламы

Почему так происходит? Причина падения эффективности заключается в конечной (и не очень большой по условиям примера)

производственной мощности данного предприятия. Производственная мощность определяется задействованными средствами труда (постоянным капиталом) и привлеченным переменным ресурсом (в том числе трудом или числом работников). Как быть в том случае, если предприниматель хотел бы и дальше расширять свое производство, не снижая отдачи? Очевидно, что существует два пути:

  1. строительство (приобретение) еще одного такого же небольшого предприятия;
  2. строительство или приобретение более крупного.

Какой путь лучше?

Современная экономическая наука выделяет

три основные причины возникновения экономии от масштаба производства:

  1. неделимость производства;
  2. специализация;
  3. техническая экономия.

Неделимость производства означает наличие на предприятии некоторых минимальных объектов различных ресурсов (офис или хотя бы стол, телефон, копировальный аппарат, бухгалтер, автомашина и т.п.), которые

нельзя иметь в меньшем количестве (полстола, например). При увеличении производства амортизация стола в расчете на единицу выпуска будет уменьшаться (пример деревообрабатывающего предприятия — стоимость здания).

Рассмотрим некоторые примеры проявления эффекта масштаба производства, не относящиеся прямо к издержкам. Весьма серьезные исследования по этому вопросу имеются у К. Маркса в III томе «Капитала».

Эффект в виде экономии затрат живого труда: «В счетоводстве при больших числах не требуется больше времени, чем при малых. 10 покупок по 100 ф. ст. требуют в десять раз больше времени, чем одна покупка в 1000 ф. ст.».

Для сферы обращения товаров это имеет особое значение, так как «в торговле гораздо чаще, чем в промышленности, одна и та же функция требует одинакового рабочего времени независимо от того, выполняется ли она в большом или малом масштабе».

Эффект в использовании средств и предметов труда: «100 мелких контор стоят бесконечно дороже, чем 1 большая; 100 мелких товарных складов — дороже, чем 1 большой и т.д.».

Специализация производства не требует дополнительного пояснения, ее влияние на повышение эффективности очевидно. Для торговых предприятий это связано с использованием специализированного оборудования для хранения, транспортировки, продажи товаров, со специализацией рабочих и менеджеров (лучшее знание какого-то сегмента рынка и клиентов).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Установление цен на услуги и экономика ценообразования

Техническая экономия от увеличения масштаба производства относится прежде всего к промышленности, особенно тяжелой. Например, более эффективно использование крупного экскаватора в добывающей промышленности по сравнению с мелкими той же суммарной мощности, использование транспортных средств большой грузоподъемности на дальних перевозках и т.д. Вместе с тем техническая экономия заметна и в торговле, общественном питании, когда используется более мощное оборудование (холодильные камеры, витрины и т.п.)

Рассматривая причины снижения эффективности данного небольшого предприятия, подведем итог. Точкой экстремума, за пределами которой происходит снижение эффективности, является

предельная производственная мощность данного предприятия. В нашем примере — 17 рабочих мест. Ограниченность производственной мощности является и единственной причиной ухудшения экономических показателей и снижения отдачи в случае превышения производственной мощности.

Методы оптимального управления и планирования в условиях организационных изменений изучаются в курсах «Антикризисное управление» и «Бизнес-планирование». Наглядный пошаговый метод создания практически любой организации или группы организаций, при соблюдении индивидуальной специфики, изучается в спецкурсе «Разработка организационной структуры». При обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план из десятков курсов нашего каталога, изучая только интересные и необходимые вам навыки.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы