Автор: Дилярa Xaфизoвнa Baгaпoва, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой непрерывного повышения квалификации педагогических кадров Ceверо-Кaзахстанского инститyта усовершенствования учителей.
До трети информации слушателю дает интонация говорящего. Особенно это касается выразительной, оценочной стороны речи, которая выражает отношение автора речи к высказываемой информации. Как часто теряется интересная, оригинальная мысль, когда она озвучена вяло, невнятно, непонятно. Задача приведенных далее упражнений — помочь вам изучить механизм работы своего речевого аппарата, а также научиться пользоваться этим инструментом для эффективного воздействия на собеседников.
1. Проверка активности диафрагмы
Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха, а также создают необходимую опору звуку — «речевой пояс». Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего надо проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма опустилась и действует как следует. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, то, стало быть, диафрагма действует вяло, тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений.
2. Упражнение «Цветочный магазин»
Исходное положение — стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую — на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется.
Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выпущен, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (как при кашле или позывах к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на «п-фф», при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. При правильной организации речевого дыхания ваши руки должны двигаться согласно движению мышц живота и межреберных мышц: верхняя часть грудной клетки не должна ни опускаться, ни подниматься.
3. Упражнение «Свеча»
Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух, чтобы он выходил равными долями.
Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом. Большим и указательным пальцами правой руки зажмите нижний конец бумаги — «свечи», а верхний ее конец расположите примерно на уровне рта на расстоянии 15-18 см.
Спокойно и глубоко вдохните, задержите дыхание на счет «раз-два». Затем сделайте медленный равномерный выдох на «свечу» (положите «пламя свечи»и держите его в этом положении). Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы медленно уходит в полость живота. Упражнение нужно довести со временем до 10 раз.
Теперь попробуем погасить 3, 5, 7, 10, 12 свечей. На одном вдохе (без добора воздуха) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на 3 порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей, объем воздуха при вдохе тот же. Теперь 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть воздуха больше. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха при выдохе станет меньше, но энергичнее. А теперь свечек 12. Чувствуете левой ладонью движения диафрагмы? Они ритмичные, прерывистые и активные. Повторите 2-3 раза.
4. Упражнение «Егорки»
После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки…» — сделайте вдох и на выдохе считайте: «раз Егорка, два Егорка…» и т.д. (минимальный результат — 33 Егорки, максимальный — 45 Егорок).
5. Упражнение «Выдох через соломинку»
Существует выражение «опереть звук». Чувство опоры звука непосредственно связано с чувством опоры дыхания, которое, в свою очередь, приводит к устойчивости голоса, что является важным признаком поставленного голоса. Чувство опоры ищут таким образом: выдох следует производить так, чтобы грудная клетка оставалась в фиксированном положении, в то время как активизируются мышцы диафрагмы и брюшной полости.
Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботом», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости, спины.
А теперь, выдыхая через соломинку, спойте мелодию песни «Подмосковные вечера».
Выпрямите шею, придав ей вертикальное положение, голову держите прямо. На счет «раз» поднимите лопатки повыше, на счет «два» — отведите их назад, «три» — глубокий вдох, «четыре» — свободно опустите лопатки, «пять» — выдохните так, чтобы верхняя часть грудной клетки ни в коем случае не сжималась, «шесть» — сделайте паузу.
6. Методика доктора Стрельниковой
- Наклониться и при этом сделать короткий активный и шумный вдох носом, как бы встревоженно принюхиваясь, не пахнет ли от пола гарью. После этого быстрое выпрямление. Проделать 8 раз. Основное правило — не думать о вдохе. Темп очень высокий — примерно секунда на каждый вдох.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При наклонах голова опущена, руки тянутся к телу. Они как бы накачивают шину. А шина — легкие, куда насос всякий раз подкачивает воздух. В день желательно сделать 400 вдохов — 10 минут.
- Вдох на встречном движении рук. При этом движении сжимается верхняя часть легких. Воздух устремляется к основаниям легких, где чаще всего бывают застойные явления. Руки подняты на уровне плеч, локти развернуты. При вдохе руки идут навстречу друг другу так, что правая ладонь касается левого плеча, а левая — правого.
- Наклоны вперед с вневременным встречным движением рук. Наклоны назад (запрокидывание головы) с одновременным встречным движением рук. Встречное движение рук при легком приседании на правой ноге (левая отставлена назад); то же самое, но на левой ноге (правая отставлена назад).
Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.