Неоднородность экономической информации, тенденция ее усложнения и увеличения объема приводят к увеличению информационных потоков предприятия. В этих условиях для эффективного управления ключевое значение имеет критерий существенности информации, согласно которому затраты и выручка делятся на релевантные и нерелевантные. Рассмотрим примеры того, когда в расчеты может быть включена нерелевантная информация, ведущая к ошибочным решениям.
Автор:
Oльгa Дмитpиeвнa Kaвepина, кандидат экономических наук, доцент кафедры cтатиcтики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета.
Неоднородность экономической информации, тенденция увеличения ее объема, усложнение схем взаимосвязи отдельных ее видов приводят к увеличению и усложнению информационных потоков предприятия. В этих условиях для эффективного управления ключевое значение имеет критерий
существенности информации, согласно которому затраты и выручка делятся на релевантные и нерелевантные.
Понятие и правила релевантности информации. Релевантная информация существенна для принятия решения, т.е. она содержит данные, которые следует принимать в расчет при подготовке информации для менеджеров.
Релевантные затраты и релевантная выручка — это оцениваемые будущие затраты и выручка, которые различаются в зависимости от выбора разных курсов действий.
Нужно помнить, что нерелевантные данные могут привести к двум последствиям:
- принятие ошибочного решения вследствие того, что искажается информационная картина, описывающая проблемную ситуацию, по которой требуется принять решение;
- снижение оперативности и повышение трудоемкости процесса принятия решения, т.е. искажение информации не происходит, однако менеджер получает излишние данные, которые затрудняют обдумывание задачи и увеличивают время на ее решение.
Первое правило релевантности: информация для руководителя должна обеспечить (способствовать) принятие правильного решения. Это главная характеристика качества информации для руководителя.
Рассмотрим примеры того, когда в расчеты может быть включена нерелевантная информация, ведущая к ошибочным решениям.
Пример 1
Предприятие по производству хлебобулочных изделий продает свою продукцию через разветвленную сеть торговых точек в пределах спроса по каждому наименованию. После резкого повышения цен на некоторые добавки директор, основываясь на интуиции, предполагает, что часть продукции стала убыточной. Руководитель предприятия принимает решение о снятии с производства вида продукции. Какие данные он должен получить?
Бухгалтер, которому было дано это задание, представил данные о выручке по продуктам за период и обо всех затратах. Продукт по расчетам убыточен, поэтому он был снят с производства. Однако в калькуляцию себестоимости была включена нерелевантная информация о постоянных расходах, которые сохранились после снятия продукта с производства (информация о доле затрат на аренду торговых точек, расходах на содержание грузовика и заработной платы дирекции). Прибыль предприятия снизилась, так как уменьшение выручки не повлекло за собой пропорционального уменьшения затрат. Решение ситуации оказалось ошибочным. Необходимо было искать альтернативные варианты расширения ассортимента, увеличения объема продаж за счет расширения торговых точек и др. Релевантными затратами в данной ситуации являются переменные затраты, выручка, маржинальная прибыль.
Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе затрат прошлых периодов, возникающих в результате ранее принятых решений.
Пример 2
Вы мечтаете о телевизоре с определенными характеристиками (диагональ, конфигурация пульта, др.) и скопили на него половину суммы. Накануне юбилея друзья и родственники, зная о вашем желании, решили добавить недостающую сумму. Они непременно хотели увидеть телевизор у вас на столе в день рождения. Поиски заказанной модели не дали результатов и вы «дали добро» на покупку аналога за 300 долл. По истечении небольшого времени (абстрагируемся от прав потребителей) вы заходите в магазин и видите телевизор своей мечты: именно та диагональ, плоскость экрана, настройка, пульт! Кроме того, его цена ниже: 260 долл.
Один из сослуживцев, узнав о ваших сожалениях, предложил купить у вас телевизор, но сумма, которой он располагал не превышала 240 долл. Какая сумма релевантна для принятия решения о покупке телевизора:
- 40 долл.;
- 20 долл.;
- другая?
При принятии решения о приобретении нового телевизора вы не должны думать ни о 300 долл., уплаченных за покупку, ни о 40 долл. разницы в цене. Они потеряны для вас. Это затраты прошлых периодов, а прошлое изменить не дано. Принимая решение, вы должны только подумать, стоит ли платить 20 долл. за желаемые характеристики телевизора.
Пример 3
Компания «Эксперт» закупила скоропортящийся материал «Р-53» на сумму 5 000 000 руб. Продукция, для которой совершалась закупка, снята с производства из-за отсутствия спроса. В запасах осталось 100 кг материала «Р-53» на сумму 300 000 руб. Менеджерам по продажам не удалось найти на них покупателя. В настоящее время ведутся переговоры о размещении разового заказа на производство продукции «Омега», в производстве которой используется материал «Р-53». Дополнительные затраты составят 750 000 руб. Они включают расходы на оплату труда, стоимость материалов и долю общепроизводственных расходов, приходящихся на заказ. Прогнозный объем продаж — 1 000 000 руб. Целесообразно ли принимать заказ? Налогообложение во внимание не принимается.
Возможны два подхода к анализу ситуации. Согласно первому специалисты составляют прогнозный расчет прибыли от размещения заказа в формате табл. 1. Не зная о том, что могут быть нерелевантные затраты для принятия решения, руководству представляют информацию о выручке, всех затратах, прибыли, которую может получить предприятие от продажи продукции «Омега».
В результате предложение о размещении заказа на производство продукции «Омега» отклонено. Решение это ошибочно, поскольку данные о затратах материала «Р-53» не нужно было включать в расчет себестоимости и прибыли (убытка).
Таблица 1. Расчет выгодности размещения заказа «Омега» (традиционный подход)
Показатель |
Сумма, руб. |
Выручка |
1 000 000 |
Затраты: |
|
• материал «Р-53» | 300 000 |
• прочие материалы | 350 000 |
• заработная плата и налоги | 300 000 |
• общепроизводственные расходы | 100 000 |
Итого затрат |
1 050 000 |
Убыток |
-50 000 |
В табл. 2 представлен второй подход к подготовке информации для принятия решения. Его отличие состоит в исключении нерелевантных затрат прошлых периодов.
Таблица 2. Расчет выгодности размещения заказа «Омега» (подход с использованием релевантных затрат)
Показатель |
Сумма, руб. |
Выручка |
1 000 000 |
Затраты: |
|
• прочие материалы | 350 000 |
• заработная плата и налоги | 300 000 |
• общепроизводственные расходы | 100 000 |
Итого затрат |
750 000 |
Выхода (условная прибыль) |
250 000 |
Анализ ситуации показывает, что заказ следует принять.
Выгода от его размещения составляет 250 000 руб., так как затраты на материал «Р-53» — это затраты прошлых периодов, израсходованные на них средства не вернуть. Если менеджеры компании откажутся от размещения заказа, то все равно потеряют 300 000 руб. от порчи материала «Р-53».
Второе правило релевантности: информация для руководителя должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать избыточных данных.
Понятие «релевантная информация» кроме «существенности» связано со стилем подготовки информации. Информация должна быть легко воспринимаема и содержать минимально необходимые сведения для принятия решения. Это повышает производительность управленческого труда.
Популярным становится анализ ситуации на основе альтернативных затрат. В этом случае происходит микроанализ и формируется информация о том, насколько выбранный вариант выгоднее отброшенного. Используя этот подход, говорят также об упущенной выгоде.
Таким образом, информация для управления должна содержать нужные, воспринимаемые и осознанные сведения, необходимые для анализа конкретных ситуаций, дающие возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющие определить ряд альтернативных решений, из которых можно (в зависимости от конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение.
Полностью методы учета затрат и расходов вы можете изучить в курсе «Управленческий учет». Модели калькулирования и практические ситуации по внутрифирменному планированию рассматриваются в курсе «Контроллинг». Оба эти курса вы можете пройти при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе, сочетая обучение с профессиональной деятельностью.