Автор: Винсент Р. Pyггиepo (Vincent R. Ruggiero), заслуженный профессор Нью-Йоркского государственного университета, президент компании MindPower. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.
Постарайтесь определить умственные привычки, которые препятствуют ясному мышлению. Некоторые из этих привычек специфичны для конкретной ситуации и определяются вашим уникальным характером и опытом. Но есть целый ряд привычек, которые в той или иной степени затрудняют жизнь каждому из нас. Самые важные из них заслуживают пристального внимания. К ним относятся: привычка «мое лучше», самообман, спасение лица, сопротивление переменам, конформизм и стереотипное представление.
1. Привычка «мое лучше»
Эта привычка приобретается в раннем детстве. Детьми все мы говорили: «Мой велосипед лучше твоего велосипеда»; «Мой папа сильнее твоего папы»; «Моя мама красивее твоей мамы». Мы верили в то, что говорили. Это было продолжением нас самих. Утверждение превосходства было выражением эго.
С возрастом эта привычка так легко не исчезает. «В дальнейшей жизни, — пишет Роланд Джексон, — мы склонны думать, что мир, в котором мы росли, был самым лучшим на свете, а привычки и понятия, которые помогли нам сформироваться, считать вершиной мудрости и здравомыслия, недостижимой ни до, ни после». Мы так же склонны считать наши сегодняшние идеи, ценности, группы, политические и религиозные предпочтения превосходящими все остальные.
Без сомнения, «мое лучше» старо как мир. Примитивные общества склонны считать всех, кто чем-то отличается, — чужаков, преступников, сумасшедших, физически или эмоционально неполноценных, людей иной расы, иной религии и других социальных классов, — низшими существами.
«Существо, которое не принадлежит к нашему племени, клану, касте или религиозной общине, — рассуждают они, — только стремиться стать таким, «как мы», или делает вид, что он такой, «как мы»». Отсюда всего один шаг до решения, что «другие люди», будучи недочеловеками, не обладают правами человека — как решали некоторые культуры.
Если изменение предлагает друг, мы называем его реформатором; если изменение предлагает враг, мы называем его смутьяном или фанатиком. Точно так же разница между перебежчиком и предателем, религиозной конфессией и религиозным культом, политиканом и политиком зависит от того, насколько человек или предмет близок нам или нашим взглядам.
Привычка «мое лучше» мешает нашему мышлению. Она разрушает объективность и побуждает нас предпочитать ошибки самообмана неприятной реальности. Научитесь контролировать эту привычку и не позволяйте своему эго мешать вам в поисках истины.
2. Привычка спасения лица
Спасение лица — это естественная склонность, произрастающая из нашего эго. Она происходит после того, как мы сказали или сделали нечто, что угрожает пошатнуть наш образ, который мы себе создали сами, или наш образ, который воспринимают другие люди. Психологи называют спасение лица защитным механизмом, подразумевая под этим стратегию, которую мы используем, чтобы защитить наш образ (имидж).
Одна из распространенных форма спасения лица — это оправдание, которым время от времени пользуются большинство детей и многие взрослые: «Я не виноват — это он (или она) заставили меня это сделать» или «Я не виноват — у меня не было выбора». Это оправдание обладает хотя бы тем достоинством, что признает случившееся неправильным или нежелательным.
Более опасная форма спасения лица называется рационализацией. Рационализация — это суррогат аргументации, посредством которого мы намереваемся «защищать наши идеи, а не выяснять истину о рассматриваемом предмете». Скажем, к примеру, вы заядлый курильщик. По мере того как множатся факты, связывающие курение с серьезными заболеваниями, вы начинаете понимать, что ваша привычка вам вредит.
Вы чувствуете себя глупо. Но вместо того чтобы признать, что курение вредно или, по меньшей мере, проверить факты и решить, верны они или нет, вы говорите: «Доводы против курения неубедительны» или: «Снятие напряжения, которое дает мне курение, более чем уравновешивает тот небольшой вред, которое оно мне может причинить». Это и есть рационализация.
Хотя рационализация иногда напоминает честную аргументацию, есть простой способ увидеть разницу между ними. Вы аргументируете, если ваше убеждение следует за фактами, т.е. если вы сначала проверяете факты, а затем принимаете решение. Вы рационализируете, если факты следуют за вашим убеждением — т.е. если вы сначала решаете, в чем вы хотите убедиться, а затем отбираете и интерпретируете факты, чтобы оправдать это. Процесс спасения лица и его воздействие на мышление удачно обобщил Роланд Джексон:
Если мы однажды сформировали какое-либо мнение, наша гордыня [отбивает у нас охоту] признать, что мы не правы. Когда выдвигаются возражения против наших взглядов, мы заботимся больше о том, как противодействовать им, чем о том, насколько истинными или здравыми они могут быть; мы больше прилагаем усилий к тому, чтобы найти новую поддержку нашим собственным взглядам, чем к тому, чтобы честно взглянуть на все новые факты, которые появились и противоречат им.
Все мы знаем, как легко потерять самообладание от одного предположения, что мы ошибаемся; наше первое побуждение — сделать все, что угодно, но не признать ошибку, и первая мысль — «Как мне это объяснить?»
Чтобы контролировать свою склонность к спасению лица, будьте начеку во всех случаях, когда ваше эго оказывается под угрозой, и запомните: человек, который делает ошибку и отказывается признать ее, усугубляет ошибку.
3. Привычка сопротивления переменам
Сопротивление переменам — это склонность с ходу отрицать новые идеи и новые способы видеть и делать что-то без их всесторонней проверки. Это периодически повторяющаяся на протяжении столетий реакция на творчество. Галилей едва не поплатился жизнью, доказывая, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.
Над изобретателями плуга, зонта, автомобиля и самолета смеялись, как и над людьми, которые первыми выступили за использование анестезии в хирургии, выполнение вскрытий для определения причины смерти и предоставление избирательных прав женщинам. Даже запрет детского труда, который сегодня мы считаем абсолютно разумным, поначалу вызывал пренебрежение: критики называли его большевистской попыткой национализировать детей.
Одной из причин нашей склонности сопротивляться переменам является обыкновенная лень. Привыкнув делать вещи одним способом, мы возмущаемся, когда нас просят делать их по-другому; это заставляет нас разрушить заведенный нами порядок. Еще одна причина — это чрезмерное уважение к традиции. Старые способы, уверены мы, должны быть самыми лучшими, потому что ими пользовались наши отцы и деды. Новые идеи и подходы кажутся оскорблением памяти наших предков.
Еще одна, более серьезная причина сопротивления переменам — это страх. У каждого из нас выработались привычки думать и действовать. Эти привычки, как старые туфли, удобны. Пугает уже сама идея поменять их на что-то новое: «Как же я справлюсь с повседневными ситуациями?» В голове проносятся сотни мрачных предчувствий, которые, не имея названия, становятся еще мрачнее. Поэтому мы предпочитаем сопротивляться переменам, а не приветствовать их. Порой мы бежим от опасности попасть в неловкую ситуацию, делая вид, что мы благородны и следуем принципам.
К сожалению, если мы сопротивляемся переменам, мы сопротивляемся открытиям, изобретениям, творчеству и прогрессу. Все они, по большому счету, впервые входят в мир в виде новой идеи. Сопротивляться переменам — значит противопоставлять наше мышление нашим самым лучшим и самым ценным идеям.
Открытость к переменам не означает некритическое принятие каждой новой идеи; многие новые идеи оказываются на поверку никчемными и непрактичными. Скорее, это означает готовность воздерживаться от суждения до тех пор, пока каждая новая идея — не важно, насколько странной она кажется, — не получит реальную возможность доказать свою состоятельность.
4. Привычка конформизма
Не всякий конформизм плох. Мы опускаем стараемся соблюдать грамматические правила, останавливаемся на красный свет, когда ведем автомобиль. Такие действия и тысячи других, подобных им — это разумный вид конформизма. Если бы мы пытались практиковать нонконформизм в таких делах, мы бы попусту растратили драгоценное время, сбили с толку или вывели из терпения окружающих либо создали угрозу для безопасности нас и других людей.
Вредный конформизм — это то, к чему мы прибегаем взамен мышления, чтобы принадлежать к группе или избежать риска оказаться не таким, как все. Такой конформизм — это акт трусости, принесение в жертву независимости ради меньшего блага. Со временем это заставляет нас больше заботиться о том, что думают другие, чем о том, что правильно, истинно и разумно.
Стоит нам начать «конформировать», очень скоро мы обнаруживаем, что говорим и делаем не то, что считаем самым лучшим, а то, что, по нашему мнению, от нас ожидают другие. Такой подход притупляет нашу способность мыслить творчески и критически.
Избежать конформизма не всегда легко. Наши друзья, семьи и сотрудники могут оказывать существенное давление на нас. Требуется смелость, чтобы сказать: «Я не согласен(а)» или «Это неправильно», — когда у данной группы твердые взгляды. Если вы хотя бы однажды пытались так поступить, вы знаете, насколько болезненно ощущать себя в роли отступника. Вот почему так много людей сдают свои позиции снова и снова, пока полностью не откажутся от собственной индивидуальности.
Проявления конформизма встречаются повсеместно. Абрахам Маслоу отмечал:
Слишком многие люди не принимают самостоятельных решений, а решения за них принимаются продавцами, рекламодателями, родителями, пропагандистами, телевидением, газетами и т.п. Они — марионетки, которыми двигают другие, а не самоопределяющиеся личности. Поэтому они подвержены чувствам беспомощности, слабости и полной предопределенности; они — добыча хищников, безвольные нытики, а не самоопределяющиеся личности.
Ошибочно бороться с конформизмом, отказываясь думать и действовать, как остальные, быть другими, ради того, чтобы быть другими. Это не умнее, чем бездумный конформизм. Правильный способ борьбы с конформизмом — это думать самостоятельно и не беспокоиться о том, сколько людей разделяет вашу точку зрения.
5. Привычка стереотипного представления
Стереотипное представление — это крайняя форма обобщения. Обобщения классифицируют людей, места и идеи по их общим элементам. Таким образом, мы можем сказать, что большинство баскетболистов высокорослые, что врачи учатся несколько лет, чтобы получить право на практику. Это справедливые и разумные обобщения. Но некоторые обобщения выходят за границы разумного; их называют чрезмерными обобщениями. Такие убеждения, как, например, «горожане менее дружелюбны, чем сельские жители», а «спортсмены плохо учатся», являются чрезмерными обобщениями.
Но стереотипное представление является более глубокой и более серьезной проблемой, чем чрезмерное обобщение. Стереотип — это твердое, неподвижное обобщение, иррационально обосновываемое. Стереотипы нагружены предпочтением, наполнены привязанностью или неприятием, привязаны к страхам, вожделению, сильным желаниям, гордости, надежде. Обо всем, что вовлекает стереотип, судится в соответствующем духе. Если только мы целенаправленно не удерживаем себя от предвзятого мнения, то мы не изучаем человека и выносим суждение, что он плох.
Мы видим плохого человека. Мы видим праведного священника, лишенного чувства юмора англичанина, беззаботного человека богемы, коварного азиата, переменчивого ирландца. Ни справедливость, ни милосердие, ни истина не проникают в это суждение, ибо суждение предшествует фактам.
Самые распространенные стереотипы — расовые, религиозные и этнические. Существует стереотип чернокожего, христианина-фундаменталиста, итальянца. Но существует и много других стереотипов, не менее прочных, хотя и менее распространенных. Есть стереотипы церковников, шовинистов, материнства.
Стереотипное представление создает для идей образцовый, упорядоченный интеллектуальный склад. У всего есть свое определенное место. Не нужно сравнивать, сортировать, взвешивать или отбирать — нужно только хранить. Все уже отсортировано, предопределено, предрешено. Следовательно, стереотипное представление препятствует динамике мышления, втискивая бесконечное разнообразие жизненных явлений, мириады окружающих нас людей и обстоятельств в готовые категории.
Многим людям бывает трудно преодолеть стереотипы, потому что они склонны смотреть на них как на точное описание мира, даже как на откровение. Тем более важно прилагать усилия, чтобы вскрывать их, поскольку они искажают наше видение реальности.
6. Привычка самообмана
Один мальчик отправился с друзьями на рыбалку. Кто-то предложил, чтобы они поделили всю рыбу, которую поймают. Идея казалась разумной, и этот мальчик согласился. Однако время шло, он наловил больше рыбы, чем его друзья, и его умонастроение начало меняться. К концу дня он грубо возражал против дележа и шумно доказывал, что хороших рыбаков нельзя наказывать за неумелость других.
Этот мальчик переживал один из множества видов самообмана, которые искушают нас всех. «Одна из наиболее тревожных привычек человеческого мышления, — отмечала Кэтрин Энн Портер, — это умышленное и разрушительное забвение в своем прошлом всего, что не преувеличивает достоинства или не подтверждает теперешней точки зрения».
Сходный вид самообмана имеет место, когда студенты, которые получают низкие оценки из-за того, что пропускают занятия, не сдают домашних работ или не хотят готовиться к экзаменам, обвиняют преподавателей в фаворитизме и предубеждении. Люди с симптомами серьезных болезней — рака, например, — иногда лгут себе, что проблема не столь серьезна для них, чтобы идти на прием к врачу.
Многие разведенные обманывают себя относительно причин разрушения их брака. Большинство алкоголиков лгут себе относительно своей алкогольной зависимости: «Я могу остановиться, когда захочу» — это обычная ложь.
Кроме того, многие люди обманывают себя относительно своей компетентности: сначала притворяются знающими перед другими, а затем и сами начинают верить своим претензиям. Эдвин Л. Кларк описывает такое поведение следующим образом:
Люди, которые, например, считают верхом самонадеянности советовать инженеру, как проложить простой водопровод, без малейших колебаний авторитетно высказываются о гораздо более сложных вопросах, таких, как иммиграция или валютное регулирование, — предметах, где их знания весьма поверхностны и часто почерпнуты из неточных и необъективных источников.
Чтобы быть хорошим мыслителем, вы должны обладать способностью честно определить, какая информация вам необходима для решения проблемы, а затем, после получения этой информации, честно ее оценить. Вы сможете сделать это только после того, как научитесь быть честным с самим собой.
Все шесть привычек, которые препятствуют мышлению, — привычка «мое лучше», спасение лица, сопротивление переменам, конформизм, стереотипное представление и самообман — могут пускать глубокие корни, и поэтому избавиться от них бывает трудно. Тем не менее избавиться от всех них можно, если прилагать к этому усилия и помнить о них.