Многие люди в течение дня выполняют разные роли. Поэтому для понимания их поведения важно знать, какие роли и для какой цели используют ваши коллеги и партнеры. Ролевое поведение личности в группе зависят от самих людей, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей, позволяющих решить поставленную задачу: обеспечивающие решение задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.
Автор:
Aльвинa Павлoвна Пaнфилoва, доктор педагогических наук, пpoфессор кафедры coциального менeджмента Российского государственного педaгoгического унивеpcитета им. А.И. Гepцена.
Многие люди в течение дня выполняют разные роли. Поэтому для понимания их поведения важно знать, какие роли и для какой цели используют ваши коллеги и партнеры. В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутригрупповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как
ролевой конфликт.
В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты:
-
конфликт «личность — роль»: когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение;
-
конфликт внутри роли: возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой — защищать интересы администрации;
-
межролевой конфликт: возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания.
Сталкиваясь с ролевым конфликтом, человек испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.
Ролевое поведение личности в группе, т.е. роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует
четыре основных типа ролей, позволяющих решить поставленную задачу: обеспечивающие решение задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.
1. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи: члены группы, которые исполняют такие роли, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:
-
ищущий информацию: часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений;
-
инициатор: чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;
-
последователь: подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;
-
оценивающий: оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.
2. Поддерживающие роли помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:
-
поощряющий: мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);
-
гармонизатор: поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики;
-
снимающий напряжение: старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;
-
блюститель правил: напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;
-
«переводчик»: умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и гендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга.
3. Процедурные роли помогают группе при решении проблем. Среди них:
-
диспетчер: способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;
-
протоколист: старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;
-
хранитель: следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.
4. Эгоцентрические роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:
-
агрессор: противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым;
-
ищущий признания: независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;
-
монополист: непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками;
-
отсутствующий: избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;
-
шутник: дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.
Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие
позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:
- выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;
- оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
Различают
три типа пристройки к партнеру:
-
Пристройка сверху: может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», «детка» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.
-
Пристройка снизу: означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.
-
Позиция равенства сторон: предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.
Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера при социальном взаимодействии используются также разнообразные
эффекты:
-
эффект контраста: способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения;
-
эффект ассимиляции: использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;
-
техника поведенческих подкреплений: партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.
Повысить свою профессиональную квалификацию в области организационного поведения вы можете изучив такие курсы, как «Корпоративная культура делового общения», «Конфликтология», «Организационное поведение», «Психология мотивации и влияния» и любые другие, при обучении по индивидуальной программе.