Пресс-релизы — это основной способ информирования СМИ о вашей компании и товаре. Частая причина неудачи — попытка понравиться всем. Успешный и эффективный пресс-релиз прибывает нужному человеку, в правильно выбранное время, с подходящей информацией. Профессионализм в составлении пресс-релиза заключается в том, чтобы хорошо его написать и доставить его тому, кому он будет интересен.
Автор:
Энни Гартон (Annie Gurton), руководитель бизнес-группы Broader-A-Plus, Inc. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.
Пресс-релизы — это:
- Основной способ информирования СМИ о вашей компании и товаре.
- Важный способ информирования журналистов о том, что у вас есть представители с подходящими для них взглядами и мнениями.
- Знак журналисту, говорящий: «Обратите внимание, у нас есть, что сказать».
- Часть координированной кампании в СМИ вместе с презентациями, встречами, обзорами товаров и т. д.
- Способ постоянно доставлять логотип вашей компании и название торговой марки на рабочий стол журналиста.
Пресс-релизы могут:
- Добиться лучшего освещения в прессе.
- Способствовать созданию долговременной осведомленности.
- Помочь обучению СМИ и их аудитории.
- Отправиться прямо в мусор.
- Сохраняться для справки.
- Включаться в текущие материалы и статьи.
- Привести к цитате из его текста, включенной в статью.
- Привести к электронному сообщению или звонку журналиста, который захочет получить подробную информацию, фотографии или взять интервью.
- Укрепить доверие.
- Информировать.
- Ограничить ущерб в случае PR-катастрофы.
Помните, что журналисты получают большое количество пресс-релизов: в некоторые издания приходит несколько тысяч каждую неделю. Многие специалисты по PR, видимо, считают, что журналисты действительно читают каждый пресс-релиз, который к ним приходит. Это физически невозможно. Многие журналисты удаляют все электронные пресс-релизы, даже не глянув на них. Тем не менее они по-прежнему крайне важны.
Частая причина неудачи — попытка понравиться всем. Успешный и эффективный пресс-релиз прибывает в нужное место, в правильно выбранное время, с подходящей информацией. Профессионализм в составлении пресс-релиза заключается в том, чтобы хорошо его написать и доставить его тому, кому он будет интересен.
Пресс-релиз должен привлечь внимание журналистов заголовком, подзаголовком и первым абзацем, а в заголовке содержать ссылку на поразительное мнение, факт или данные.
Таблица 1. Характеристика пресс-релизов
Преимущества |
Недостатки |
Низкая стоимость создания паблисити | Нет гарантии публикации |
Выполняет много краткосрочных и долговременных функций | Сильнейшая конкуренция |
Гарантирует, что название торговой марки и логотип компании будут постоянно попадать в поле внимания целевых журналистов | Цитаты и информацию можно выхватить из контекста |
Журналисты могут их хранить и использовать как часть статьи | Нельзя проверить, как, когда и где будет использовано его содержание |
У редакционного материала больше веса, чем у рекламы, — он считается независимым | Нет обратной связи, показывающей, использован ли, подошел ли журналисту или почему не подошел пресс-релиз |
Если журналист получит пресс-релиз
Он:
- Быстро просмотрит заголовок.
- Если заинтересуется, просмотрит подзаголовок.
- Если еще больше заинтересуется, просмотрит первый абзац.
- Проверит, от кого он получил пресс-релиз.
- Проверит, о чем он.
- Спросит себя: «Ну и что?»
- Выбросит его.
- Удалит его из компьютера.
- Распечатает.
- Заархивирует.
- Сохранит.
- Использует.
- Свяжется по телефону или e-mail со специалистом по PR или человеком, чьи слова вы цитировали.
Подавляющее большинство пресс-релизов никто не читает, но они остаются существенной частью любой кампании в масс-медиа. Журналистов раздражает, когда их вынуждают связываться с представителем компании через специалиста по PR. Сделайте для журналиста контакт как можно более легким.
Составление пресс-релиза
Прежде всего: пресс-релиз должен
информировать, а не пытаться развлечь. Пресс-релизы похожи на материалы газет. Они должны:
- Прямо переходить к главному.
- Быть краткими и емкими.
- Представлять самую интересную часть истории в начале.
- Логично продолжаться более подробной информацией.
- Включать цитаты.
- Заканчиваться дополнительными фактами.
- Указывать адреса электронной почты и номера телефонов всех руководителей и людей, на которых есть ссылки в пресс-релизе.
Первый абзац — решающий
Журналисты просматривают только заголовок и первый абзац, и, если вы не привлечете их внимание, они выбросят ваш пресс-релиз.
Первые несколько предложений должны отвечать на
вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «как?»
- О ком эта история?
- О чем эта история?
- Где можно купить товар или где проводится мероприятие?
- Когда это произойдет?
- Почему это интересно или почему это произойдет?
- Как это работает?
- И самое важное: в чем выгода для клиента или пользователя?
Не перегрузите первый абзац, стараясь ответить на все эти вопросы сразу. Выберите самое важное, возможно, выгоду для пользователя или клиента. Когда журналист читает пресс-релиз, первая мысль, которая приходит ему в голову: «Ну и что?» Вы должны сделать так, чтобы актуальность была очевидна.
Журналист спросит:
- Чем эта история заинтересует наших читателей?
- Что произошло?
- Где это произошло/произойдет?
- Когда это произошло/произойдет?
- Кто в ней участвует: какая компания или какой человек?
Вы должны:
- Сосредоточиться на фактах, передавать их в порядке важности.
- Представить историю в ясном, удобоваримом виде.
- Излагать только по одной мысли в каждом предложении.
- Выражать мысли уверенно, без терминов или гипербол.
- Подготовить ответы на случай, если журналисту понадобится дополнительная информация, и он позвонит вам.
В пресс-релизе должны быть:
- Понятная зацепка, привлекающая внимание (обычно, выгоды для потенциального клиента или уместная статистика, цитата).
- Дискуссионность.
- Соответствующий расчет времени (он не должен прийти слишком поздно для того, чтобы журналист мог включить его в статью).
- Уместность (для аудитории журналиста).
- Актуальность.
- Часть, заслуживающая публикации в новостях, и он должен справиться с вопросом: «Ну и что?»
Один пресс-релиз не подойдет для всех журналистов. Вы должны определить:
- Тип журналиста: например, это независимый или штатный автор, ищет он новости или пишет статьи, специализируется на определенных темах или имеет широкую специализацию.
- Тип издания, например: отраслевое или для потребителей, еженедельное, ежемесячное или электронное.
- Специалиста или клиента, который будет читать пресс-релиз или статью на его основе.
- Вам необходимо подготовить несколько вариантов одного пресс-релиза, чтобы он соответствовал разным типам журналистов и аудитории.
- Пресс-релиз должен содержать достойную публикации в новостях информацию, а не просто быть приукрашенным рекламным письмом.
Хотя у специалистов в PR есть личные пристрастия, большинство журналистов согласны с тем, что пресс-релиз должен:
- Быть с полуторным междустрочным интервалом (одинарный интервал слишком плотный, а двойной интервал занимает слишком много места).
- Состоять из двух страниц (одна — слишком коротко, а трех или больше — слишком много).
- Печататься только на одной стороне листа (нельзя использовать обратную сторону).
- Иметь заголовок и подзаголовок.
- Содержать на титульном листе имя и номер контактного телефона специалиста (не все координаты) на случай, если страницы разделят.
Пресс-релизы можно использовать для объявления о:
- Финансовых итогах.
- Новой компании, разделе или слиянии.
- Изменении названия.
- Новом товаре.
- Новом назначении/продвижении по службе.
- Взглядах и мнениях по актуальным темам.
- Результатах исследований или опросов общественного мнения.
- Историях клиентов/исследованиях конкретных примеров.
- Сделках/контрактах.
- Новых клиентах.
- Необычном применении товара.
- Новом сотрудничестве, имеющем отношение к потенциальным клиентам.
Помните что некоторые издания ищут особые виды историй, например, сообщения о товарах, улучшении их качества, назначении на должность, продвижениях по службе или финансовых результатах. Нацельте доставку, чтобы его получили журналисты и издания, которым определенно нужен ваш тип пресс-релиза.
Содержание
Содержание всякого пресс-релиза должно:
- Привлекать внимание.
- Обучать и информировать.
- Обращаться к логике, ощущениям и эмоциям.
- Вызывать доверие — обоснуйте свои заявления.
- Учитывать необходимость дифференциации — отличия от всех других пресс-релизов, попадающих на стол журналиста в этот день. Дифференциация может исходить из товара, его выгод, компании, сотрудников, услуг, партнеров и клиентов.
- Подкреплять сообщения компании.
Пресс-релиз не может содержать необдуманные, необоснованные заявления — каждое надо поддержать достоверными фактами. Пресс-релиз — это не удобный случай поддразнить. Журналисты не любят пресс-релизы, которые намекают, но не говорят. Изъятие важной информации гарантирует, что пресс-релиз сразу же выбросят.
Цитаты
Все пресс-релизы должны содержать по крайней мере одну цитату. Цитаты:
- Оживляют историю: занятой журналист, пишущий статью, может взять цитату прямо из пресс-релиза, не беспокоясь проверкой всей истории.
- Могут передать мнение эксперта или опыт клиента.
- Персонализируют историю.
- Могут передавать юмор или резкие заявления, неуместные при деловом изложении.
- Должны использоваться для выражения мнений и могут начинаться словами: «Я думаю…» или «По моему мнению».
- Не должны быть банальными комментариями, например: «Этот продукт изменил мою жизнь».
Публикуйте цитаты из нескольких предложений. Ими будут пользоваться несколько изданий, и они смогут выбрать разные предложения. Если же одну цитату напечатают разные издания, эффект уменьшается. Укажите полное название должности комментатора/представителя. Убедитесь, что этого человека можно застать, если журналист позвонит и попросит дополнительный комментарий. Человек, слова которого цитировали, должен быть подготовлен, восприимчив, полезен журналисту и понимать его задачи.
Эмбарго
Не пользуйтесь временным запретом на публикацию: это бессмысленно. Эмбарго (запрет публикации) — это требование (без всякого законного основания), но не приказ. Эмбарго — это только просьба, а не право. Что вы будете делать, если журналист пренебрежет запретом? Некоторые специалисты по PR пользуются эмбарго, думая, что этим они заинтригуют журналиста, эмбарго будут соблюдать, а саму историю одновременно используют все журналисты.
Все эти предположения ошибочны:
- Законом не предусмотрены принудительные меры для соблюдения эмбарго.
- Часто журналисты просто не обращают на запреты внимания.
- Многие журналисты их ненавидят.
- Они показывают наивность специалиста по PR.
Неудачные пресс-релизы
Самые распространенные причины, по которым пресс-релизы не заинтересовывают журналиста:
- Неясный путаный заголовок.
- Нет очевидной выгоды для аудитории журналиста.
- Излишне многословный подзаголовок, не объясняющий историю.
- Слишком специальный текст.
- Слишком скучный.
- Компоновка слишком плотная: невозможно одним взглядом охватить всю историю.
- Слишком многословное вступление: сразу переходите к главному.
- Нет понятной точки зрения или зацепки для привлечения внимания.
- Возникает вопрос: «Ну и что?» — и остается без ответа.
- Старые новости.
Пишите правильно
Ваш пресс-релиз будут читать журналисты — профессиональные филологи, авторы и писатели. В пресс-релизе нужно:
- Правильно составлять предложения.
- Правильно согласовывать времена и падежи.
- Соблюдать правильную пунктуацию.
- Писать активным, сжатым стилем или языком, непосредственно и определенно, создавая законченные суждения.
- Быть немногословным. Если в тексте слишком много коротких предложений, его трудно читать. Но длинные предложения не удержат внимание читателя.
- Выразить то, что вы хотите сказать, самыми простыми словами.
- Разъяснять самое важное — не надейтесь, что журналист и так поймет, о чем вы говорите.
- Не надеяться на прежний опыт или знания о вашей компании или товаре.
В пресс-релизе не должно быть:
- Опечаток.
- Повторов.
- Скучного, бесцветного языка.
- Избитых выражений.
- Специальных выражений и терминов.
- Гипербол.
- Эвфемизмов.
- Пустых, бессмысленных фраз или уменьшительных слов.
- Самовосхваления.
- Преувеличений.
- Ненужной драматичности.
- Риторики, незаслуженных маркетинговых похвал и терминов, особенно в цитатах.
- Невнятностей.
Используйте программу проверки орфографии, а потом проверьте текст сами. Дайте прочитать пресс-релиз еще кому-нибудь до того, как его отправите.
Наш каталог учебных программ содержит десятки практических курсов по паблик рилейшнз и медиапланированию: «PR фирмы», «Современные теории коммуникации», «Имиджеология», «Журналистика», «Медиапланирование» и др. При обучении по индивидуальной программе, при помощи личного куратора, вы можете составить из них свой учебный план и получать только те знания, которые вам интересны и нужны.