Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении уровня притязаний с реальными достижениями. Конфликт с собой ощущается как противоречие между несовместимыми интересами, потребностями или ролями человека (например, между семейными и служебными обязанностями). Все это — болезнь достижения. Все негативные проявления ситуации — обычное следствие длительного напряжения. Необходимо прежде всего разобраться в обстановке и взять ситуацию под контроль. В этом вам поможет анализ ведущих причин и способов разрешения внутренних конфликтов.
Автор:
Рaдa Миxaйлoвна Гpaнoвская, доктор психологических наук, пpoфессор Caнкт-Петepбургcкого государственного университета (факультет повышения квалификации), акaдeмик Международной балтийской педагогической академии.
Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении уровня притязаний с реальными достижениями. Конфликт с собой ощущается как противоречие между несовместимыми интересами, потребностями или ролями человека (например, между семейными и служебными обязанностями).
К примеру, рассмотрим внутриличностный конфликт, возникающий в связи с продвижением по службе. При достижении человеком более высокого служебного статуса достаточно часто у него возникает расхождение между тем, что он должен в данный момент чувствовать, и тем, что он чувствует на самом деле. Конфликт возникает из-за того, что человек не верит в себя, боится потерять уважение людей, избегает новых стратегий поведения. Расхождение между «хочу» и «могу» рождает эмоциональное напряжение, тревогу и страх, разрушая положительное представление о себе и лишая способности действовать целесообразно.
Многие годы вы стремились к достижению высокого положения. Для этого было принесено немало жертв. Сначала надо было получить образование, затем наработать стаж и авторитет в интересующей вас области. На это ушли годы целенаправленного труда. Ускоренный темп жизни не прибавил здоровья, а недостаточное общение с семьей привело к обострению отношений между вами. В коллективе, где вас избрали на руководящую должность, возникла напряженность в отношениях с коллегами. В результате вместо чувства удовлетворения от достигнутого появляется чувство усталости и безысходности. Ранее отложенные дела и проблемы требуют решения, а у вас совсем нет сил. Вдобавок семья именно сейчас требует особого внимания и заботы. Ведь близкие так долго ждали этого момента, мирясь с недостатком времени для них. Не за горами скандалы и неприятности. Друзья тоже обижаются, считая, что вы зазнались.
Все это — болезнь достижения. Все негативные проявления ситуации — обычное следствие длительного напряжения. Положительные следствия достигнутого, как правило, обнаруживаются не сразу.
Со временем смена рабочей позиции и соответствующего ей образа жизни изменит ваше мировоззрение и улучшит состояние за счет уменьшения диссонанса между прежней системой взглядов и характером новой деятельности. Вместе с тем этот процесс может быть длительным, а базовые позиции в системе ценностей и знаний останутся неизменными, поэтому определенный уровень внутреннего напряжения не исчезнет никогда. Однако тенденция к уменьшению противоречий путем усвоения взглядов и ценностей, согласующихся с новым статусом, приведет к улучшению душевного состояния.
Необходимо прежде всего разобраться в обстановке и взять ситуацию под контроль. Именно
характер человека оказывает главное влияние на развитие конфликта, возникшего на фоне многолетнего перенапряжения, определяя способ его реакции на реальные и воображаемые трудности. Годами закреплявшиеся стереотипы реагирования, направляемые стратегией сбережения сил и времени для главного дела, теперь могут проявиться как раздражительность и недоброжелательность.
Существенный вклад в процессы реагирования вносят
воспитание и опыт. Поэтому надо не оправдывать себя врожденными особенностями, а опираться на традиции и воспитание, т.е. на выработанное умение сдерживаться или менять объект приложения агрессии. Воспитание и темперамент формируют характер, определяющий способность переносить напряжение. Экспериментально показано, что веселые и добродушные люди легче и с меньшими последствиями переносят напряжение, чем злые и раздражительные.
Ведущими причинами внутренних конфликтов выступают:
- использование стратегий, не работающих в новой ситуации;
- отсутствие умения принимать ответственные решения;
- дефицит информации, позволяющей контролировать ситуацию;
- неудовлетворенность статусом;
- неспособность полноценно общаться;
- неадекватная самооценка;
- принудительность ситуации;
- избыток обязательств.
Способы разрешения конфликтов с собой
1. Своевременность смены стратегии деятельности. Для большинства людей характерна известная инерционность восприятия, мышления и форм поведения. Человек очень редко вовремя отдает себе отчет в изменении ситуации, продолжая вести себя так, как будто ничего не произошло, настаивая на том, что на самом деле уже не актуально. Ошибки имеют место не только в оценке фактов, но и в оценке своих убеждений. Поэтому целесообразно периодически задавать себе вопрос: «Не устарела ли моя стратегия?» В этом случае возможным становится переход на другой уровень восприятия ситуации, приближающий человека к конструктивному разрешению конфликта.
2. Способы переработки напряженности. Нарастающее отставание от требований ситуации ведет к конфликтному развитию личности. В этих условиях даже незначительная по интенсивности психическая травма выступает в качестве «пускового механизма». Как кристалл, брошенный в пересыщенный раствор, мгновенно ведет к кристаллизации раствора, так малая травма способна мгновенно привести к срыву адаптивных механизмов. Внешне это может проявиться в том, что подвижность переходит в непоседливость, раздражительность — во вспыльчивость, тревожность — в мнительность и страх. В особых обстоятельствах человек может начать вести себя агрессивно или у него возникают идеи собственной несостоятельности, неполноценности, провоцируя уход в себя.
Как не допустить развитие ситуации по одному из этих сценариев? Здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто их осознает. Гармония между состоянием тела, уровнем деятельности, полноценностью контактов и развитием воображения гарантирует сохранение здоровья. Физическая нагрузка нормализует психическое состояние. В этом плане часто эффективны некоторые простые действия, облегчающие наступление нормализации психики.
Особенности своего поведения в подобных ситуациях Маргарет Тэтчер описывала так:«Бывают времена, когда я прихожу домой поздно вечером, и на меня так сразу все наваливается, что я пускаю слезу — молча и одна. Я часто снимаю напряжение тем, что начинаю гладить или переставлять посуду в шкафу. Такие занятия помогают мне расслабиться».
3. Способность уловить подходящий момент для реализации планов. В ситуации неопределенности, порожденной недостатком информации, самое трудное — ждать. Однако иногда необходимо держать паузу. При создании у себя внутренней установки — дождаться благоприятного момента — значительно легче на время успокоиться. Если этого не сделать, то экстремальная ситуация приведет к сужению поля сознания и человек станет принимать решение в условиях, провоцирующих совершение ошибок (необходимость отложить решение особенно травмирует лиц холерического темперамента). Вовремя отложенные попытки предотвращают ошибку. Когда не знаете, что делать — не делайте ничего! Только при нормализации состояния наступает подходящий момент для использования всей имеющейся информации.
4. Умение дожидаться результатов принятого решения. Время идет, а результатов не видно. Очень хочется что-то сделать, подтолкнуть события. Такое нетерпение — следствие неуверенности в себе, в том, что все необходимое в свое время сделано. Отсрочка дополнительных решений принимается легче, когда причины длительного отсутствия событий и их следствия (дискомфорт и фрустрация) рассматриваются как устранимые. Снизить напряженность в ситуации неопределенности помогает установка, что лучшее решение — ждать результата, предоставив событиям развиваться своим чередом.
5. Привычка в трудные моменты поощрять себя. Вместо того чтобы огорчаться по поводу неприятностей, лучше подумать о том, как хорошо будет, когда они наконец кончатся. Это создает интервал спокойствия. Концентрируя внимание на том удовольствии, которое вы почувствуете, когда все будет закончено, можно обрести дополнительные силы. Ведь достижение желаемого положения может потребовать какого-то времени, и на этот период необходима дополнительная опора. Роль промежуточного поощрения может выполнять радость от осуществления каждого этапа приближения к цели. Большую поддержку в трудный момент оказывает юмор. Он позволяет сменить точку зрения на ситуацию и увидеть ее уже не в столь мрачном виде.
6. Умение продуктивно переживать чувство изолированности. Полноценное общение предполагает умение общаться как с собой, так и с другими. Для нормализации самочувствия необходимо проанализировать причины возникновения чувства изолированности. Если причины кроются в снижении самооценки, полезно обратиться к прошлым достижениям и победам и там обрести уверенность в себе. Если же огорчения связаны с наступившим разрывом общения с близкими людьми или сотрудниками, следует немедленно и отчетливо принести свои извинения за возникшую отдаленность и восстановить необходимую близость с ними даже ценой определенных уступок.
Можно ли избежать возникновения внутреннего протеста против принудительности определенных ситуаций? Это трудный вопрос, поскольку свободолюбие зависит от личностных особенностей. Вместе с тем полезно вспомнить, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Приняв это во внимание, следует обратиться к своим ведущим жизненным целям и принципам и ответить на вопрос: «Если в этих обстоятельствах я пойду на уступки, то нарушит ли это мои основные ценности?» Если нет, то внутреннее сопротивление неоправданно.
Научитесь счастливой, полноценной жизни, изучив только нужные вам методы саморегуляции, самоменеджмента, мотивации и эффективного поведения при обучении по индивидуальной программе. С помощью опытного куратора вы можете составить свой индивидуальный учебный план из десятков практических учебных курсов нашего каталога, с учетом ранее накопленного вами опыта и ваших целей в обучении.