Тренировка ресурсного состояния

Сосредоточенность еще более редка в нашей культуре, чем самодисциплина. Окружающая нас среда содействует поспешности. Достижение же профессионализма и качества в любой области требует дисциплины. Нельзя достичь хороших результатов там, где делается что-то только «под настроение». Можно научиться быть сосредоточенными во всем, что бы ни делалось: в чтении или беседе, наблюдении или работе. Приведенная техника тренировки ресурсного состояния даст вам возможность на определенное время взять под контроль свои мысли и чувства.


Автор:
Bячecлaв Eвгeньeвич Maкcимов
, коуч-кoнcультант, руководитель консалтинговой компании «Гpуппа Girаffe» (Cанкт-Пeтербург).

Достижение профессионализма в любой области требует дисциплины. Нельзя достичь хороших результатов там, где делается что-то только «под настроение». Такая деятельность может быть приятным хобби, но мастером в определенном деле с таким подходом никогда не стать.

Кажется, что научиться
дисциплине легко. Мы ведь добросовестно проводим около восьми часов в день на работе, которая подчинена строгому графику и правилам. На самом же деле многие из нас обладают чрезвычайно низкой самодисциплиной за пределами рабочей сферы. Когда мы не работаем, нам хочется «ничего не делать», «отдыхать». Желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни. Когда человек пребывает в напряжении восемь часов в день, используя свою энергию не для собственных целей и не по своему усмотрению, а в предписанном протоколом его компании ритме работы, он бунтует. Его протест может выражаться в форме детского потворства себе. В этой борьбе с авторитаризмом мы становимся недоверчивы ко всякой дисциплине: как к принуждению посредством иррационального авторитета, так и к рациональной дисциплине. Из-за этого наша жизнь становится хаотичной и лишенной сосредоточенности.

Сосредоточенность еще более редка в нашей культуре, чем самодисциплина. Мы часто делаем много дел сразу: читаем, слушаем радио или поглядываем на телевизор, говорим или едим. Мы потребители, готовые поглощать фильмы, картины, напитки, знания и своего ближнего. Отсутствие навыков сосредоточенности становится очевидным, когда мы остаемся наедине с самими собой. Большинство людей не могут сидеть спокойно, не разговаривая, не куря, не читая, не смотря телевизор или не выпивая. Они становятся нервными, взвинченными, не зная что поделать со своим ртом и руками.

Третий фактор успеха —
терпение. Тот, кто гонится за быстрыми результатами, никогда не научится мастерству. Опять же, для современного человека терпение столь же трудно достижимо, как дисциплина и сосредоточенность. Окружающая нас среда содействует поспешности. Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако в то же время он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как растратить его на ничегонеделание.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Рекомендации по созданию плодотворной творческой рекламной идеи

Последним условием обучения профессионализма является
заинтересованность в обретении мастерства. Если мастерство для человека не важно, он никогда не обучится ему. Он останется хорошим дилетантом, но никогда не станет мастером. Следует отметить еще одну особенность: часто успешное постижение мастерства начинается как бы исподволь: в начале обучающийся должен научиться многим, казалось бы, несвязанным вещам. Так, в столярном искусстве ученик начинает с того, что учится строгать доску; начинающий играть на фортепьяно изучает гаммы; послушник в дзенском искусстве стрельбы из лука начинает с дыхательной гимнастики, а адепт у-шу — с упражнений на гибкость, растяжку и укрепление связок. Собственная личность становится инструментом в практике искусства, который нужно поддерживать в таком состоянии, чтобы он мог исполнять свои особые функции.

Важный шаг в обучении сосредоточенности — научиться оставаться наедине с собой. Каждый, кто попытался это сделать, знает о трудностях этого состояния. Мы чувствуем беспокойство, возбужденность или даже тревогу. Мы склонны рационализировать свое безволие мыслью, что сосредоточенность не имеет ценности, отнимает слишком много времени и т. п. В голову приходят всевозможные мысли: о планах на день или о каких-то проблемах, куда пойти вечером и что посмотреть по ТВ.

Здесь может оказаться полезным выполнение нескольких упражнений. Например, сесть в свободную позу (не слишком расслабившись и не слишком напрягаясь), закрыть глаза и попытаться увидеть перед собой белое пятно, а потом постараться удалить все рассеянные образы и мысли; попытаться следить за своим дыханием, не думать о нем и не управлять им, а следить за ним — дыша, чувствовать его.

Кроме этих упражнений, можно научиться быть сосредоточенным во всем, что бы ни делалось: в слушании музыки, в чтении или беседе, наблюдении или работе. То, что делается в данный момент, должно быть единственным занятием, на котором сосредоточено ваше внимание.

Быть сосредоточенным в отношениях с другими людьми значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать. Большинство слушают других или даже дают советы, не слыша собеседника. Они не принимают всерьез ни слова другого человека, ни собственные советы. Истина заключается в том, что всякая сосредоточенная деятельность пробуждает человека, хотя потом и наступает приятная и полезная усталость. Всякая же несосредоточенная деятельность усыпляет, хотя потом и сложно расслабиться или заснуть. Быть сосредоточенным означает правильно делать что-то в данный момент, жить полностью настоящим «здесь и сейчас», а не думать о том, как сделать будущую работу, снижая качество и восприятие текущего занятия.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психологические аспекты бухгалтерского учета

Приведенная ниже техника даст вам возможность на определенное время взять под контроль свои мысли и чувства.

Инструкция

В течение ближайших 10 дней, начиная прямо сейчас, вы будете полностью контролировать свои мысли и чувства, решив прямо сейчас, что вы не будете поддаваться никаким негативным мыслям и эмоциям в течение 10 дней. Вместо того чтобы фокусироваться на проблеме, вы будете концентрироваться на решении; вы будете задавать себе вопрос: «Каким образом я могу изменить ситуацию к лучшему»?

Цель

Не закрывать глаза на проблемы, но привести себя в лучшее состояние, в котором можно придти к решению и действовать. В течение ближайших 10 дней фокусируйтесь 100% времени на
решении проблемы, а не на проблеме. Концентрируйтесь на том, что хорошо в вашей жизни; на том, что работает; как вам везет. Начните замечать все маленькие и большие радостные события.

Правила

  1. На протяжении следующих 10 дней откажитесь от любых нересурсных мыслей или чувств. Откажитесь задавать себе не вдохновляющие вопросы. Не используйте слова или метафоры, связанные с отрицательными мыслями или эмоциями.
  2. Каждое утро и каждый вечер на протяжении 10 дней используйте утренние и вечерние вопросы (см. далее).
  3. Если вы поймаете себя на том, что фокусируетесь на негативе (а это обязательно случится), немедленно используйте технику перехода в лучшее эмоциональное состояние (см. «вопросы выхода из ситуаций» далее).
  4. В течение следующих 10 дней фокусируйтесь на решении, а не на проблеме. В тот же момент, как только возникнет проблема, немедленно сместите фокус вашего внимания на то, как ее решить.
  5. Если вы «сорветесь», то есть поймаете себя на не ресурсных мыслях или чувствах, не вините себя. Если вы можете немедленно это изменить — все в порядке. Но если вы задержитесь в этом негативном состоянии более минуты, то со следующего утра начинайте отсчет десяти дней сначала. Это нужно сделать вне зависимости от того, в какой день десятидневного периода вы сорвались: второй или девятый.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей

Вопросы выхода из ситуаций

  • Каковы плюсы этой ситуации?
  • Какие действия еще не совершены?
  • Какие шаги я готов(а) предпринять, чтобы обернуть ситуацию к лучшему для себя?
  • Что я готов(а) не делать или перестать делать, чтобы обернуть ситуацию к лучшему для себя?
  • С помощью каких внешних или внутренних ресурсов я могу «продержаться», пока ситуация будет улаживаться?

Утренние вопросы, приводящие в ресурсное состояние

  • Какие объекты/предметы в моей жизни делают меня счастливым(-ой)? Каковы мои чувства по этому поводу?
  • Какие объекты/предметы воодушевляют меня в жизни? Каковы мои чувства по этому поводу?
  • Какими вещами в жизни я горжусь сейчас? Каковы мои чувства по этому поводу?
  • За какие события или объекты/предметы в моей жизни я благодарен(-на)? Каковы мои чувства по этому поводу?
  • Кого я люблю?
  • Кто любит меня?
  • Каковы твои чувства по этому поводу?

Вечерние вопросы

  • Что хорошего я сделал(а) сегодня для других людей?
  • Кому, как и чем я помог(ла) сегодня?
  • Каким важным вещам я научился(-ась) сегодня?
  • Какие уроки я извлек(ла)?
  • Как сегодняшний день улучшит качество моей жизни? Как я могу использовать сегодняшний день как инвестицию в мое будущее?

Для развития и совершенствования своих навыков саморегуляции вы можете включить в свой учебный план любые из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога, при обучении по индивидуальной программе. Вы можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность, и приступить к обучению уже в день подачи заявки.

Также смотрите

2023 © НП ЦДО «Элитариум»
Копирование материалов запрещено.

Выберите курсы или программы